Весьма интересная гипотеза опубликованная на сайте aiwaz.net. Автор рассматривает взаимосвязь символики картины Боттичелли «Мистическое Рождество» с древними гностическими традициями. Платоновские идеальные числа, мистическая геометрия и египетские архетипы, нашедшие отражение в мировоззрении гностиков.
Оригинальная
статья © David Bowman
Перевод с английского © Gabriel Vega
В конце 1500 года Боттичелли создает одну из самых необычных своих работ, которая долгое время именуется как «Мистическое Рождество». Иконография художника носит необычный для классических рождественских мотивов характер, более того, картина представляет собой так же нечто весьма отличное от особенного, узнаваемого стиля художника. Его подпись Александрос написана на греческом и расположена вверху полотна, как принято считать, имеющего апокалиптический смысл:
«Это полотно, в конце года 1500-го, во времена потрясений Италии, я, Алессандро, уделяя время по половине рабочего дня, написал в соответствие с одиннадцатой [главой] Откровения Иоанна, второго видения Апокалипсиса, [в связи] с освобождением дьявола в течение трех с половиной лет, и, как было предсказано в двенадцатой [главе], мы видим его повержение на этой картине». читать дальшеФлоренция конца XIV столетия, после бегства Пьеро Медичи, находилась под влиянием Джироламо Савонаролы (1452-1498), мятежного доминиканца, стремившегося к реформации религиозных и общественных воззрений флорентийцев. Одним из варварских деяний Савонаролы и его ярых последователей было знаменитое «сожжение суетного» в 1497 году – уничтожение светских книг и произведений искусства, кои рассматривались как потакание моральным слабостям. Проповеди Савонаролы, возрождающие идеи христианского фундаментализма, предвещали грядущее разрушение и вслед за ним наступление нового века. Папа Александр VI отлучил Савонаролу от церкви, и в конечном итоге в 1498 году, когда семье Медичи удалось вернуть контроль над Флоренцией, доминиканец был казнен. Брат художника, Симоне, имевший на Сандро огромное влияние, был «плачущим» (piagnone) - ярым последователем Савонаролы. Вазари сообщает о том, что и сам Сандро так же примкнул к лагерю «плачущих», но большинство современных исследователей полагают, что сведения Вазари ненадежны, поскольку он часто путает обоих братьев.
В верхней части картины, включая подпись Боттичелли, отражены катастрофические ожидания, связанные с видениями Савонаролы. Слияние двух принципиально различных христианских иконографических мотивов: Страшного Суда и Рождества делают данное полотно уникальным примером символизма. Тем не менее, в боттичеллиевском Мистическом Рождестве отсутствует интенсивное развитие драмы Страшного Суда, за которым следует обязательная победа добрых сил. Картина в большей степени представляет собой детально описанную расстановку сил и определенных полномочий, исполняемых персонажами данного сюжета. Рай и ад представляют собой два полюса бытия, две крайности, межу которыми празднуется рождение новой жизни.
Большая пирамида Рождества
Необычайная находка, таящаяся в данной композиции – усеченный треугольник, основанием которого является крыша хлева. Если продолжить и соединить линии, то данная фигура приобретет сходство ни с чем иным, как с Большой пирамидой (автор статьи имеет в виду пирамиду Хеопса – прим. пер.).
Основная сложность доказательства знания Боттичелли об истинных пропорциях пирамиды состоит в том, что в его время ни один из ныне известных нам источников не сообщал точных размеров сооружения. В качестве примера заблуждения классических источников можно привести сведения Геродота, который в «Труде о Египте» ошибочно сообщает, будто длина каждого ребра составляет восемьсот футов, что весьма далеко от истинных пропорций.
В соответствие с подсчетами, базирующимися на истинных пропорциях Большой пирамиды в древнеегипетских королевских локтях (52,4 сантиметра), с ничтожно малой погрешностью, истинные размеры пирамиды составляют 440 королевских локтей в основании и 280 – в высоту. Соотношение Pi величины основания и высоты – 22:7.
Возможно, есть и другой путь расшифровки знания Боттичелли об истинных пропорциях Большой пирамиды. Значимым является общее количество фигур, распределенных по нескольким группам. Фигуры вокруг святого семейства, включая изображенных на картине быка и осла, несут определенный числовой смысл. Общее количество ангелов и людей в различных группах:
12 ангелов, танцующих в небесах (зодиак),
3 ангела, сидящих на крыше (воздух, огонь, вода)
7 – 4 фигуры слева и 3 фигуры справа от святого семейства (планеты)
6 ангелов и людей в нижней части картины – элемент Земля, соотнесенный Платоном с кубом, имеющим шесть плоскостей.
Общая сумма фигур вокруг святого семейства составляет 28, что соотносится с 280 королевскими локтями высоты Большой пирамиды. Число 28 служит символическим выражением совершенства, поскольку является вторым из так называемых «идеальных чисел».
Первые четыре идеальных числа 6, 28, 496, 8128 были известны поздним эллинам. Никомах и Ямвлик перечислили все четыре. Ямвлик, не принимая во внимание значение числа 10 как универсального математического, предположил, что существует не одно идеальное число для каждого ряда цифр. Согласно этой гипотезе, в дальнейшем идеальные числа не ограничиваются делением на 6 или 8, что действительно так. Он предполагал так же наличие кратных 6 и 8 заменителей, что не является истиной.
Без шести, расположенных в нижней части картины, общее число фигур составляет 22, что так же, учитывая 2х220, могло быть синонимом величины основания Большой пирамиды.
Предположение о том, что изображение крыши построено в соответствие с соотношением Pi подтверждается равным, пропорциональным расположением столбов, поддерживающих конструкцию.
Создается впечатление, что Боттичелли был знаком так же и с некоторыми внутренними особенностями сооружения. Возможно, и с устройством подземной камеры. Он представляет ее как пещеру, расположенную в скале, на которую опирается символическая пирамида. И действительно, Большая пирамида построена из прочной каменистой породы, что так хорошо защитило сооружение от времени и землетрясений. Исходя из этих данных, можно задать вполне резонный вопрос, каким образом Боттичелли мог знать о композиционных и архитектурных особенностях Большой пирамиды?
ИAO: Изис, Апофис, Озирис
Значение композиции геометрических фигур на полотне Боттичелли довольно просто. Символический треугольник пирамиды выступает в качестве «посредника» между квадратом, представленным на земле, и кругом в небесах. Иными словами, художник изображает квадрат, трансформирующийся через треугольник в круг. Треугольник в данном случае изображен как промежуточный этап. Путь, совершаемый разумом или интеллектом для того, чтобы быть преобразованным в духе.
Три архетипических фигуры – круг, треугольник, квадрат можно интерпретировать в письменном выражении как важнейшую гностическую формулу древности. Круг естественно соотносится с «О», треугольник напоминает литеру «А» и, наконец, квадрат преображается в греческую «I», имеющую аналог в кириллическом алфавите – «И». Фигуры, преобразованные в символы алфавита, являются формулой, включающей в себя три имени гностических архетипов.
Буквы И.А.О. можно рассматривать в качестве акронима имен египетских божеств, олицетворяющих основные принципы мироздания – цикл рождения, смерти и воскрешения.
I или И – Изис – Рождение,
А – Апофис (Сет) – Смерть,
О – Озирис – Воскрешение.
Эта идея близка по духу неоплатонической диалектике Фичино: emanatio - rapto – remeatio. Эманация, забвение и восхождение.
Первый этап, обозначенный в данной формуле под именем Изис – это рождение или возникновение, следом за ним идет процесс распада или смерти, который символизирует собой Апофис (Сет) – убийца Озириса (греческий эквивалент Тифон) и последний этап – воскрешение, символом которого выступает Озирис. Таким образом была описана система природных принципов развития и трансформации в представлениях философов. Лучшей иллюстрацией вышеозначенных процессов является спираль, которая при взгляде сверху видится как продленные по вертикальной плоскости окружности. Вертикаль же символизирует протяженность во времени.
Большое значение имеют цвета одежд ангелов, сидящих на крыше – белый, красный и зеленый. Изис, как богиню природы и чистоты символизирует белый цвет, Апофис – Сет традиционно обозначается красным, Озирис – бог растительности, упоминается в Египетской Книге Мертвых «зеленокожим».
Но не только три ангела на крыше хлева свидетельствуют в пользу гипотезы о формуле И. А. О. – египетской «троицы», упоминания которой можно найти у Плутарха. Бык, изображенный на картине, так же является символом Озириса, ибо бык Апис, как известно, считался его священным животным. Осел традиционно ассоциировался у египтян с Сетом, а с точки зрения гностиков образ девы Марии является интерпретацией образа Изиды. Композиция египетской троицы завершена изображением Дитя Хоруса. Как известно, изображение Изиды, кормящей Хоруса было популярным сюжетом священных изображений египтян.
Если изложенные выше утверждения хотя бы частично верны, то Боттичелли искал способ сообщить знания, очевидно изучаемые им, и запрещенные в ту «просвещенную» эпоху. Однако, по понятным причинам, он был вынужден защитить свое послание от уничтожения, а себя от наказания. Создается впечатление, что полотно Боттичелли является попыткой примирения западной христианской традиции с древней, языческой и гностической философией.
@темы:
Ренессанс,
Живопись,
Любопытные факты,
Символы
Вторая гипотеза гораздо более достоверна.
Угол той самой крыши мог быть каким угодно, однако Боттичелли
зачем-то изобразил его имено таким, да еще и четко
пропорциональный треугольник внизу, ограниченный столбами.
Далее числа, я имею в виду не количество ангелов, а значение
угла и упомянутое в статье соотношение. Создается впечатление,
что художник хорошо знал геометрию и имел понятие о теориях
Платона и Аристотеля. А поиск сакрального в числах продолжается
довольно давно. Не знаю, знал ли Боттичелли о пирамиде, но
написав картину именно таким образом, воспользовавшись таким
соотношением величин, он мог неосознанно повторить принцип
постройки древнего сооружения. В этом и заключается парадокс.
Ничего парадоксального нет. Я воообще придерживаюсь мысли, что Возрождение проистекло не от "гуманистической философии", а от открытия "египетской эзотерики" (собственно, гностических трактатов).
ибо роль сыграли очень многие факторы: и гностицизм, и
неоплатоники, и эллинские идеалы. Я думаю, что все дело
в совокупности факторов, а главное - возросший интерес
к знанию, в том числе и мистическому. Спасибо вам за
проявленное внимание к данной теме.
только маленькая просьба - прячьте часть текста под кат, а то вв избранном уж очень много места занимает...
текста вы полагаете уместно прятать под кат? Кат
имеется в наличии, причем под него спрятана большая
часть такста. Извините, но я думаю, что пост занимает
не так много места, чтобы вредить вашей ленте избранного,
а его урезание катом после пары абзацев, ведет к потере
информативности видимой части сообщения. Поэтому
изменение способа постинга в данном случае я считаю
нецелесообразным.
Tatianka-V, спасибо за отклик.
потому что идет надпись читать дальше, а ниже нее весь текст
Я не знаю, может это у меня одной такой глюк )))
нормально, после надписи "Читать дальше" ничего,
пока не кликнешь на оную. Наверное вам стоит обратиться
в тех поддержку? Потому что я даже не знаю, с чем такое
может быть связано.
Ойра :-), значит, до этого не было глюка. С настройками
точно все в порядке? Думаю, в тех поддержке точно разъяснят
суть проблемы.
Вот еще чего хочется сказать: использование правильных геометрических фигур для построения композиции- довольно частое явление для картин и фресок эпохи Возрождения. Мистическая взаимосвязь между элементами картины- тоже в обще-то не редкость. И- да, для этого действия Савонаролы или, например, деятельность инквизиции является основанием.
Я думаю, что теория, которая излагается в статье, имеет много больше общего с совпадением, нежели с фактом, что Боттичелли действительно обладал каким-нибудь сакральным знанием. В конце концов, тебе прекрасно знакома фраза "О черт, как складно совпало...".))))
не имею возможности знать. Даже если совпало, чертовски
удачно, надо сказать.