"Дорога для жизни, жизнь для дороги"
Карнавал В Средневековье
Суровые условия жизни, тяжкий труд, сочетались с праздниками – народными, которые восходили к языческому прошлому, и церковными, отчасти опиравшимися на ту же языческую традицию, но преобразованную и приспособленную к требованиям церкви. Такими были шествия по улицам города (средневековая процессия) – в них мог идти каждый, и каждый мог его наблюдать, просматривать в деталях. Шествие захватывало яркой театральностью и силой религиозного мистицизма, развернутых в пространстве и во времени религиозных сцен и церковных атрибутов. Шествие протекало перед зрителями, разворачивая бесконечное разнообразие не только реального, но и идеального мира.
Веселье и праздник были неискоренимы. Рыцарские турниры, сколь косо не смотрело на них духовенство, оставались излюбленным развлечением. К концу средневековья в рамках городской и церковной культуры складывается карнавал – праздник, связанный с проводами зимы и встречей весны, на время карнавала переворачивается общественная система ценностей. Карнавальная культура – это осмеяние любых священных реликвий, мир в котором нет идеала и абсолюта, но тем самым это косвенное подтверждение абсолютных ценностей (Бог потерпит в себе совершенство). Вместо того, чтобы безуспешно осуждать или запрещать карнавал духовные лица предпочитали принимать в нем участие. На эти дни отменялись все запреты на веселье и высмеивались даже религиозные обряды. И все же карнавал укреплял роль основных ценностей. На время карнавала брали другое лицо, другие имена, другие костюмы, смешные одежды, выворачивают одежды наизнанку. Карнавал в средневековье занимал две трети года. При этом участники карнавального шутовства понимали, что такая вседозволенность допустима исключительно в дни карнавала, по окончании которого безудержное веселье и все сопутствующие ему бесчинства прекратятся и жизнь возвратится в свое привычное русло.

@темы: Быт, Нравы, Культура, Вера и суеверия

Комментарии
26.10.2008 в 02:26

El bastardo brillante.
И ведь не только в Средневековье. К примеру, в Венеции аж до
пришествия Наполеона эта традиция оставалась практически
неизменной. А вообще уникальный социальный феномен карнавала
и маски.
26.10.2008 в 08:25

Лиса. Временами даже лис.
А источничек?) И где это "карнавал в Средневековье занимал две трети года"?
25.12.2008 в 18:34

"Дорога для жизни, жизнь для дороги"
Источник, насколько мне удается вспомнить (ибо дело было давно и название этой книги я потерял) - это всего лишь учебник, но довольно интересный и необычный - вот информация которую я смог найти в интернете - Гуревич А. Я., Харитонович Д. Э. История средних веков. Учебник для средней школы. М.: Интерпракс, 1994. 333 с. (насчет истинности не уверен но Гуревич замечательный автор это точно)
...Также интересный материал по средневековой культуре - это книга "Средевековая цивилизация". Автор Ле Гофф.
25.12.2008 в 18:59

"Дорога для жизни, жизнь для дороги"
...Или вот еще книга того же автора Гуревича со сходной тематикой -А. Я. Гуревич КАТЕГОРИИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ (I)(М., 1972. - С. 5-138),(Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: «Искусство», 1983. 111.)
26.12.2008 в 13:37

Лиса. Временами даже лис.
Джонатан Кроу, ага, категории читал в свое время, и Ле Гоффа тоже. Надо посмотреть там насчет карнавалов - не помню, чтобы две трети года карнавал занимал. Нигде в исследованиях по относительно узким темам это не упоминается почему-то, хотя, если он в самом деле был так важен, то должен бы.