Давайте совершим небольшую экскурсию в историю ремесла художников XVI-XVII веков Северной Европы. Такой выбор сделан не случайно: голландские и фламандские художники славились высокими техническими требованиями к своим произведениям. Кроме того, именно Северная Европа считается родиной масляной живописи.
О методах и технических приемах старых мастеров написано немало трудов. Однако основной недостаток их к том, что они скупо говорят о техническом оснащении художников, об условиях их работы и материалах, которыми они пользовались.
Восполнить этот пробел ... позволяет тщательное изучение произведений художников, где они изобразили самих себя или коллег по работе.
читать дальше<...>
Судя по изображениям, мастерские северных художников XVI века представляли собой обычные жилые комнаты. Ни световых фонарей в потолках, ни больших стеклянных окон, как это принято в последние два века, у них не было. Художник устанавливал мольберт у окна в той же комнате, где жил вместе с семьей, а часто и учениками.
В XVII веке наиболее самостоятельные живописцы начинают работать в отдельных, специально предназначенных для этих целей комнатах, которые одновременно становятся своеобразными салонами. Такая мастерская несет двойную нагрузку. С одной стороны — это место работы художника, где располагаются необходимые инструменты, картины, законченные и ждущие своего завершения, эскизы, этюды. С другой — мастерская начинает играть роль своеобразной рекламы для заказчика... в мастерской появляются резная мебель, пышные драпировки, дорогая посуда, коллекции оружия.
... Мастерская наполняется музыкальными инструментами, книгами, научными приборами, глобусами, географическими картами. Предметы ремесла занимали весьма скромное место в столь богатой обстановке.
Вторым и наиболее распространенным типом мастерской оставалось бедное полужилое помещение... без каких-либо приспособлений и элементарных условий.
Основной принадлежностью всякой мастерской был станок, или, как его называют, мольберт. На нем устанавливали доску в наклонном положении. Кто первый начал использовать мольберт, неизвестно....
Главное в этом «орудии производства» — способность прочно и основательно держать картину. Судя по изображениям, средневековый мольберт представлял собой вертикальный щит, неподвижно закрепленный в одном месте. Холст или доска помещались на штыри, которые в зависимости от размеров картины художник мог вставлять в пазы. Подобная конструкция при всей основательности была малоудобна, так как не позволяла передвигать мольберт. Поэтому уже к конце XV — началу XVI века появились мольберты новой конструкции. Вместо шита начинают употреблять более легкую прямоугольную деревянную раму, опирающуюся на отставную планку. Такой мольберт легко было расположить в любой части мастерской...
<...>
Материальному положению художника, пышности обстановки его мастерской соответствовал и мольберт. На произведениях того времени, изображающих живописцев за работой, можно видеть и простые станки, сбитые из грубо обструганных планок, и пышные, украшенные затейливой резьбой и декоративной лепниной...
Важнейшую роль в работе над картиной играет палитра...
<...>
Один из методов обработки палитры, до сих пор не утративший своей актуальности, приведен в трактате Т. де Майерна: «Надо хорошо приготовить палитру, иначе не менее как в течение года она впитывает масло и сушит краски. Намочите ее в крепком растворе клея в болшой кастрюле на огне, пока жидкость пропитает дерево, и затем дайте ей высохнуть под тяжелой доской, чтобы она не покоробилась; через восемь дней, после того как на ней немного поработаете, она будет очень хороша».
Согласно традиции лучшие палитры получались из плотной древесины груши, яблони, платана, бука и самшита.
Для миниатюрной и акварельной живописи предназначались особые палитры. Они были совсем маленькие (не более 10 х 15 см) и изготовлялись из слоновой кости для зажиточных мастеров, для художников победнее — из более дешевых материалов: матового стекла, фаянса.
На протяжении веков форма палитры изменялась... Для более раннего времени (XVI век) характерны палитры прямоугольных форм. Интересно отметить, что палитры нидерландских маньеристов, сохраняя прямоугольные очертания, более вычурны... XVIIек — время торжества барокко в Северной Европе и время широкого распространения овальной палитры. В отличие от современных овальных палитр их форма отличалась более сложной конфиругацией.
<...>
Готовя палитру к работе, большинство современных художников выкладывает на нее весь имеющийся у них арсенал красок... Художник XVI-XVII веков подходил к работе иначе. Создание произведений в то время имело установленное количество последовательных этапов, каждый из которых требовал строго определенных красок. Поэтому, судя по изображениям, художник одновременно работал тремя-пятью красками, необходимыми для данного этапа живописи.
<...>
Особое внимание художники уделяли кистям... Живописцы XVI-XVII веков имели кисти, отличавшиеся не только размерами, но и разнообразием форм, а также качеством ворса.
Так, Т. де Майерн рекомендует для подмалевка использовать короткие и толстые щетинные кисти, а для подмалевка мелких вещей иметь удлиненные и крепкие «рыбьи кисти» (из ворса выдры). Арменини советует подмалевок картины выполнять тонкими щетинными кистями, а заканчивать живопись колонковыми.
Толщина и длина волоса зависели от назначения кисти. Предполагают существование кистей не только круглой и плоской формы, распространенных в настоящее время. Судя по определенным живописным приемам, в работах того времени использовали кисти, имеющие форму лестницы и зубцов, а наиболее удобными для лессировки и ретуши считали кисти с длинным ворсом, связанные метелкой.
Большинство кистей в те времена изготовлялись художниками самостоятельно... Ченнино Ченнини подробно рассказывает об изготовлении двух видов кистей — более мягких из волоса белки и щетинных. Художники Северной Европы, кроме того, пользовались кистями из волоса выдры, барсука, соболя и козы.
... кисти необходимо было держать в идеальной чистоте, при этом многие руководства не рекомендовали мыть их в терпентине (скипидар), чтобы предотвратить ломкость волос. Для этой цели использовали мыло и масло.
Немаловажную роль играл шпатель или мастихин. Он предназначался для работы с красками при перенесении их на холст, дерево или в формы, где их хранили.... шпатель употреблялся при грунтовке. По форме шпатели напоминали ножи и изготовлялись из различных материалов: металла, дерева, кости. В то время художники хорошо знали, что железо в соприкосновении с отдельными красками вызывает реакцию окисления, поэтому для работы с нмими предпочитали деревянные и костяные шпатели.
Необходимым для художника прошлого был муштабель, или мальшток... Он представлял собой длинную тонкую палочку, на конце которой крепился шерстяной шарик, обтянутый кожей. Держа левой рукой муштабель, касающийся шариком картины, художник мог опереться на него при написании тонких деталей, не касаясь рукой живописной поверхности. Муштабели применялись очень долго...
... Краски растирались вручную из различных материалов. Обычно этим занимались подмастерья или ученики на специальной плите из мрамора, агата или порфира. Краски растирали камнем тоже твердых пород, который носил название «курант».
Растертые порошки хранились в стеклянной посуде. А краски, смешанные со связующим, помещали в бычьи пузыри и кожаные мешочки. Такой способ зранения красок существовал вплоть до XIX века...
А.ВладимировПолностью статью можно прочесть в журнале
Юный художник. — 1980. — №10. — С.25-29.
Неизвестный художник. Св. Лука, пишуший Мадонну.
Масло
Неподвижный мольберт
@темы:
Ренессанс,
Живопись,
Барокко,
История
Я.Моленер.
Мастерская художника
Масло
Сер. XVII века
Г.Гольциус
Автопортрет
Масло
Фрагмент
статью. Информация оказалась более чем полезной.