Арлекин - одна из основных масок commedia dell'arte. Ее имя, возможно, имеет французские корни (Herlequin или Hallequin в средневековой французской сказочной традиции был дьяволом-шутом). В XV-XVI вв. она стала комической маской, играя роль "второго Дзани" ("secondo Zani") - что на бергамасском диалекте является уменьшительным от Джованни. Арлекин (как и Дзани) - это хитрый, но глуповатый слуга, воришка, лгун и плут, находящийся в постоянном конфликте с хозяином. Арлекин – очень бедный слуга, у которого нет денег даже на то, чтобы заштопать собственное платье кусками материи одинакового цвета. Вечно голодный и замерзший, он постоянно старается свести концы с концами и избежать произвола богачей и тех, кто сильнее его.
Часто в комедиях он занят тем, что старается каким-либо образом надуть своего старого хозяина, помочь молодым влюбленным, или же выставить в смешном свете солдат.
читать дальше
Костюм Арлекина характеризуется разноцветными кусками материи, сшитыми вместе.
По прошествии времени этот персонаж стал более изящным: грубоватый бергамасский диалект уступил место более мягкому венецианскому говору, старое заштопанное вязаное платье постепенно сменилось характерным разноцветным нарядом с изысканным узором из квадратов, что значительно облагородило оригинальные дьявольские черты черной маски, а также - и ее мимику и жесты.
В XVII веке Арлекин становится персонажем многих спектаклей разных авторов, среди которых выделяется Карло Гольдони (Carlo Goldoni), благодаря которому он стал еще более реалистичным.
Среди наиболее известных исполнителей, когда-либо носивших костюм Арлекина, стоит упомянуть Тристано Мартинелли (Tristano Martinelli; умер в 1630 г.), Доменико Бьянколелли (Domenico Biancolelli; 1646-1688), Анджело Костантини (Angelo Costantini; 1654-1729), Эваристо Герарди (Evaristo Gherardi; 1663-1700), а уже в наше время - незабываемых Марчелло Моретти (Marcello Moretti; 1910-1962) и Ферруччо Солери (Ferruccio Soleri; род. в 1929).
Balanzone
Доктор Баланцоне (Il Dottor Balanzone) принадлежит к разряду стариков в Commedia dell'Arte. Это серьезный персонаж, впрочем - склонный к непомерному самомнению. Обычно Доктор - либо адвокат, либо медик, все знающий и высказывающий свое мнение по любому вопросу. Его характеризует болтливость, "сдобренная" латинскими изречениями (впрочем, не всегда правильными). Речи же его являют собой пример глубочайшего невежества, скрываемого за "умными" словами и важностью.
Этот болонский персонаж – карикатура на всезнайку, с отсылкой к докторам Болонской Школы – одного из самых престижных итальянских университетов XVI – XVII веков.
Баланцоне носит довольно элегантный черный костюм Доктора, широкополую шляпу, белый воротничок (часто огромных размеров) и белые же манжеты, придающие ему заметный комический оттенок. Сверху на нем куртка и плащ. Он импозантен, краснощек и носит маленькую маску, закрывающую только брови и нос и "опирающуюся" на пару громадных усов.
Среди самых известных исполнителей этой роли был Доменико Лелли (Domenico Lelli), представлявший Баланцоне как эрудированного болонского адвоката, этакого хитроумного педанта. В более недавнее время Баланцоне играли и Бруно Ландзарини (Bruno Lanzarini) и Андреа Маттеуцци (Andrea Matteuzzi).
Beltrame
Бельтрам - это миланская маска, появившаяся в XV веке. К ее имени часто добавляется еще "de Gaggian", то есть "из Гаджано" - местечка в миланской низменности, откуда он родом, а также "de la Gippa" - из-за широкой куртки, которую он обычно носит.
Этот персонаж представляет собой тупого и бестолкового крестьянина, способного лишь на совершение больших глупостей, желая показаться более благородным, чем он есть на самом деле. В XVI веке Бельтрам всегда играл роль мужа и характеризовался как "хитроумный кум". Согласно традиции, этот персонаж обязан своим появлением комику Николо Барбьери (Nicolo Barbieri; Верчелли, 1576) - блестящему актеру, принимавшему участие в Труппах Ревнивцев и Доверчивых (Compagnie dei Gelosi e dei Confidenti).
Brighella
Этот персонаж скорее всего происходит из Бергамо, но своей славой он обязан актеру Карло Канту (1609 - ок. 1676), который играл эту роль на протяжении многих лет. В commedia dell'arte Бригелла является "первым Дзанни", то есть хитрым слугой, "автором" интриг, организованных с тончайшим лукавством и направленных против Панталоне, чтобы помочь юным влюбленным, которым этот последний всячески препятствует. В ходе Сейченто и Сеттеченто его характер был окончательно "вылеплен" как "противовес" характеру "второго Дзанни" (глупого слуги, часто представленного Арлекином).
Особенно это стало заметно у Гольдони, который сделал из него верного и мудрого слугу, зачастую - настоящего "ангела-хранителя" незадачливых молодых хозяев, либо же - опытного хозяина постоялого двора или добропорядочного отца семейства.
Его сценический костюм (который также претерпевал изменения с течением времени) включает в себя белую маску и белую же ливрею, покрытую широкой курткой (или плащом) с зелеными застежками и зелеными полосками на рукавах, такие же зеленые полоски нашиты и на брюках.
Среди самых знаменитых исполнителей этой роли - помимо Карло Канту - стоит вспомнить Атаназио Дзаннони (Atanasio Zannoni), представлявшего Бригеллу в 1700 году.
Capitan Matamoros
Фигура военного присутствует в Commedia dell'arte с самого ее зарождения, представленная как "серьезным" персонажем - Капитаном Ужасом (Capitan Spaventa), так и персонажем комическим, таким как Капитан Матаморос.
Персонаж этот берет свое начало в комедии Плавта "Miles Gloriosus" ("Хвастливый воин"), а также его "прототипами" были и многочисленные солдаты-наемники, бродившие по территории Италии. Трус и бахвал, Капитан Матаморос хвастается несуществующими подвигами, рассказывая о них напыщенным тоном, чтобы скрыть свое истинное лицо. Поэтому он часто попадает в смешные ситуации и оказывается отвергнутым женщинами, которым признается в любви.
Костюм Капитана Матамороса всегда ярок, дополняют его внушительные усы и борода, огромная шляпа, украшенная целым пучком перьев, и такая же огромная шпага, болтающаяся у него на боку и постоянно мешающая движениям актера, исполняющего эту роль.
Среди самых известных исполнителей этой роли выделяется Сильвио Фьорилло (Silvio Fiorillo; Капуя, вторая половина Сейченто), славившийся также своей интерпретацией роли Пульчинеллы.
Capitan Spaventa
История и удача образа Капитана Ужаса из Валле Имферна (Vall'Inferna) неразрывно связаны с фигурой его создателя и исполнителя Франческо Андреини (Francesco Andreini; 1548-1624). Андреини вступил в Труппу Ревнивцев (Compagnia dei Gelosi) уже в конце Чинквеченто, затем он женился на Изабелле и вместе с ней выступал на протяжении многих лет в Италии и Франции, повсюду имея грандиозный успех.
Он оставил нам и сборник "Le bravure di Capitan Spaventa" ("Подвиги Капитана Ужаса"), где им набросаны некоторые сцены, из которых вырисовывается характер его персонажа. Он пишет о своем Капитане: "я испытывал удовольствие, исполняя в комедиях роль высокомерного, честолюбивого и хвастливого военного". На самом же деле задуманный им персонаж - человек образованный и утонченный, полная противоположность тщеславному бахвалу Капитану Матаморосу. Капитан Ужас скорее поэт и мечтатель, которому трудно отделить действительность от вымысла. Он аккуратен и элегантен, и костюм его под стать его хозяину - аристократичный и ухоженный.
Обычно он носит костюм в разноцветную полоску, который дополняется широкополой шляпой, украшенной перьями. Другие его характерные черты: длинные усы и крупный нос, а также - огромная шпага на боку, с которой он порой совершает безрассудства.
Cassandro
Кассандро принадлежит к плеяде "стариков", в которую входят также Панталоне и Дзеноббьо. Происхождение этого персонажа неясно, но до нас дошло свидетельство о том, что он уже был в спектаклях Труппы Ревнивцев (Compagnia dei Gelosi), где в этой роли выступал актер Джероламо Салимбени (Gerolamo Salimbeni).
Его задача в комедиях - всячески препятствовать любви молодых персонажей и заключению между ними брака, часто он выступает в подобных ситуациях как соперник собственного сына в любви.
Нам мало что известно о его традиционном костюме. На протяжении всего Сеттеченто, когда этот персонаж пользовался большой популярностью, особенно - во Франции, его черты приобрели определенность. На картинах того времени его представляют цветущим стариком в очках на кончике носа и в желтоватом парике. Он носит костюм покроя Сетечченто с треуголкой и тростью и часто держит в руке часы или табакерку.
Colombina
Коломбина определенно - самая знаменитая служанка в истории театра и, вполне возможно, - одна из самых старинных масок. Уже с 1530 года в Труппе Оглушенных (Compagnia degli Intronati) - одной из самых значительных комических трупп - появляется персонаж под этим именем.
Обычно Коломбина изображается как остроумная девушка, всегда держащая наготове лукавое и острое словечко. Зачастую она не является главной героиней комедии, но из-за ее дара легко распутывать самые сложные ситуации ей всегда отводится важное место в спектакле.
Коломбина носит простое городское платье светлых тонов с цветным передником и чепец слегка набекрень.
Среди актрис, исполнявших эту роль, стоит особо отметить Изабеллу Бьянколелли Франкини (Isabella Biancolelli Franchini) и Катерину Бьянколелли (Caterina Biancolelli), живших и игравших в 1600-е годы, среди наших современниц же заслуживает особого внимания Нарчиза Бонарди (Narcisa Bonardi) - исполнительница множества Коломбин в Театре Стрэлера.
Coviello
Эта маска берет свое начало в конце Чинквеченто. Она была распространена в основном в Центральной и Южной Италии, где этот персонаж был известен под именами Четрулло Четрулли (Cetrullo Cetrulli), Чавала (Ciavala), Гаццо (Gazzo) или Гардоккья (Gardocchia). Ковьелло - это уменьшительное от имени Яковьелло (южный вариант имени Джакомино); у этого персонажа, как правило, нет стабильной роли: иногда он изображается глупцом, иногда - грубоватым буяном, интриганом-владельцем таверны, глупым слугой, мягкохарактерным отцом семейства и т.д. - в зависимости от потребностей спектакля и от характерных особенностей исполнителя роли.
Внешний вид Ковьелло тоже непостоянен. На некоторых гравюрах Франческо Бертарелли (Сейченто) он изображен в длинных облегающих брюках со шнурками на боках, узком жилете и коротком плаще. Он также носит маску с длиннющим носом, который увенчивается огромными очками. Его постоянный атрибут - мандолина.
Среди исполнителей, принесших славу этому персонажу, стоит упомянуть Амброджо Буономо (Ambrogio Buonomo), Дженнаро Сакко (Gennaro Sacco), Сальватора Розу (Salvator Rosa) и Джакомо Рауддзини (Giacomo Rauzzini).
Dosseno
Этот персонаж восходит к латинской традиции "fabula atellana" (народному фарсу, зародившемуся в городе Ателла, полному непристойностей, отличительной чертой которого было наличие постоянных персонажей с яркой внешностью и характерами).
Своим именем Доссено обязан горбу (по-итальянски слово "dosso" означает, помимо прочего, "холм"), который в некоторой степени передает и его душевные качества - когда-то горб считался признаком лукавства и склонности к обману. Независимо от того, молодым или старым был в спектакле Доссено - вор и алчный мошенник - он неизменно изображался неуклюжим и уродливым, всегда готовым выдать какую-нибудь грубость или же длинную речь, достойную лучших шарлатанов.
© Перевод Светланы Блейзизен