Записи с темой: МУЗыКА, МУЗыка, МУзыка, МуЗЫка, МузыкА, мУзыка, муЗыка, музыКа (19)
El bastardo brillante.
Глава из книги Сергея Михайловича Даниэля «Рококо от Ватто до Фрагонара».

«Женщины царствовали», — сказал Пушкин о том времени, когда заря рококо еще только занималась. Разумеется, это принципиально важно для культуры и искусства, причем во многих отношениях. Если справедливо видеть в Буше, так сказать, мужскую персонификацию рококо, то женской, безусловно, надо признать знаменитую маркизу де Помпадур. Как известно, наряду с выражением «стиль Людовика XV» широко используется другое - «стиль Помпадур».

читать дальше

@темы: Музыка, Искусство, Биография, Живопись, Опера, Рококо, Возлюбленные и фавориты

El bastardo brillante.
В истории Швеции XVIII века вряд ли найдется более загадочная и интересная фигура, чем Густав III, — «просвещенный деспот», поклонник Вольтера и Дидро, драматург и театральный режиссер, чья жизнь роковым образом вообще оказалась тесно связанной с театром.



читать дальше

@темы: Кино, Музыка, Биография, Рококо, Короли

El bastardo brillante.
Немецкий композитор и видный теоретик современного ему музыкального искусства Михаэль Преториус родился в июле 1571 года в Крейцбурге, что поблизости от города Эйзенах, в семье потомственных музыкантов, выходцев из Гамбурга. Именно поэтому, что вполне понятно, интерес к музыке возник у ребенка уже с раннего детства. Известно, что его отец - протестантский священник, был сподвижником великого церковного реформатора Мартина Лютера. В большой и дружной семье очень важным считалось хорошее образование, и, после окончания начальной школы, одиннадцатилетний мальчик поступает учиться в университет Франкфурта-на-Одере, где с увлечением изучает теологию и философию. Одновременно много времени Михаэль уделяет занятиям музыкой и, обладая несомненным талантом в этой области, он довольно скоро и хорошо овладел игрой на органе и даже сопровождал своей игрой службы в местном кафедральном соборе. Кроме того, он сумел научиться прекрасно играть на многих современных ему струнных инструментах. Тогда же Михаэль впервые попробовал самостоятельно сочинять музыку.



читать дальше

Слушать на YouTube

Скачать с NoName (необходима регистрация).

@темы: Музыка, Биография

El bastardo brillante.
Мелодия, которой более пяти сотен лет. Любимая очень многими людьми по всему земному шару. Мелодию, которую многие поколения слышали с детства. Символ любви и грусти. Бесконечно цитируемая и исполняемая многими музыкантами. Зеленые рукава. Я думаю, что на страницах сообщества стоит обязательно упомянуть о ней.

О происхождении песни известно немного. Мелодия, написанная анонимным композитором XVI века, стала основой для многочисленных вариаций. Написание текста баллады часто приписывают английскому королю Генриху VIII, который якобы адресовал эти стихи своей возлюбленной, предположительно Анне Болейн, ставшей второй женой Генриха. Она не поддалась попыткам короля совратить её, и этот отказ отражён в словах песни. Однако также есть мнение, что песня относится к периоду правления Елизаветы, поскольку итальянский стиль композиции, в котором она написана, попал в Англию лишь после смерти короля.


Данте Габриэль Росетти "Зеленые рукава"


Впервые текст «Гринсливс» был опубликован в 1566 году в Лондоне в сборнике «Приятные сонеты и истории», который был переиздан под названием «Горсть приятных наслаждений» в 1584 году. Этот вариант, дошедший до наших дней, включает 18 четверостиший и рефрен, однако обычно принято считать, что только четыре четверостишия и рефрен являются подлинными. Всего же существует огромное число куплетов (по некоторым оценкам до 1800), обыгрывающих одну и ту же тему — сетования автора на возлюбленную, покинувшую его несмотря на все его старания.

Существует множество пародий на неё и на другие темы; Greensleeves — одна из самых пародируемых филкерами песен.

Название песни отражает прозвище неверной возлюбленной, к которой обращается автор. Считается, что зеленые рукава могли являться атрибутом одежды куртизанок в средневековой Англии. В Кентерберийских рассказах зелёный цвет упоминается как «цвет лёгкости в любви», поскольку после «свободной любви» на одежде девушки оставались пятна от травы.
(с) dic.academic.ru

Далее несколько вариантов исполнения старинной баллады.



@темы: Музыка, Ренессанс, Любопытные факты, Возлюбленные и фавориты, Короли

El bastardo brillante.
Джироламо Фрескобальди (Frescobaldi) (12 IX 1583(?), Феррара - 1 III 1643, Рим) - один из выдающихся мастеров эпохи барокко, основоположник итальянской органной и клавирной школы. Он родился в Ферраре, в то время - одном из крупнейших музыкальных центров Европы.



читать дальше

Джироламо Фрескобальди на YouTube

@темы: Музыка, Биография, Барокко

El bastardo brillante.
Родился Марен Марэ 31 марта 1656 года в Париже. Марэ начал обучение на гамбе, по-видимому, под руководством Отмана, но главным его педагогом был Сен-Коломб. Мастерству композиции Марен обучался у Люлли. Их также связывали и дружеские отношения. Свою оперную деятельность Марэ сочетал со службой при дворе в качестве солиста-гамбиста. Это место он занимал с 1685 по 1725 год, нося титул «Ordinaire de la Musique de la Chambre du Roy».



Современники Марэ и другого выдающегося гамбиста Форкрэ говорили, что первый играл, как ангел, а второй, — как дьявол, желая этим подчеркнуть мягкость и грацию исполнительского стиля Марэ. Ю. Леолан писал в 1740 году, что Марэ «пользовался особым уважением за оригинальность своего превосходного мастерства и за прекрасное исполнение».

Характерными для творческого почерка Марэ были танцевальность, импровизационность, обилие мелодических украшений. Мелодика музыканта часто обнаруживала близость к народно-песенным интонациям.

Пьесы Марэ по стилю родственны произведениям французских клавесинистов, развивавшихся, в свою очередь, под известным влиянием гамбовой культуры.

Исключительным успехом у современников пользовалось исполнение Марэ пьесы «Лабиринта». Музыкант изображал человека, блуждающего по лабиринту и, наконец, отыскивающего выход.

Надо заметить, что Марэ порой переходил границы художественной изобразительности, впадая в натурализм. Как пример можно привести исполнение пьесы, озаглавленной «Картина хирургической операции». Здесь Марэ звуками пытается изобразить «содрогание при виде аппарата», крики оперируемого и т. д.

«Характер украшений, широко используемых Марэ, обусловлен современной ему музыкальной эстетикой, — пишет Л. С. Гинзбург. — Он применяет их не для формального «украшательства», а для усиления мелодической выразительности произведения. Украшения как средства выразительности играли в творчестве гамбистов значительную роль из-за особенностей техники гамбы с ее ограниченными динамическими возможностями, с ладами на грифе, мешающими вибрации и т. д. ».

К. А. Кузнецов, характеризуя выразительную сущность украшений в творчестве клавесинистов и лютнистов, писал, что «и для тех и для других «украшения», будучи органической частью мелодии, были связаны с их стремлением к тонкому штриху, деликатному нюансу, к следованию за каждым движением человеческой души и сердца». Слова эти полностью могут быть отнесены и к французским гамбистам.

Подробное описание украшений у Марэ появилось еще до известных указаний Куперена. Так, приводя отрывок в «batteries», штриховой прием, позже прочно вошедший во французскую виолончельную технику, Марэ отмечает: «Обозначенные здесь точки показывают, что нужно заполнить пустоту между темой и басом так, чтобы не создавать диссонансов; почти всегда это — мажорная или минорная терпит иногда квинта или секста, смотря по обстоятельствам; если точки и отсутствуют в «batteries», все же не нужно забывать об этом правиле, которое является весьма существенным для гармонии».

Марэ блестяще владел многоголосной техникой. По-видимому, под влиянием лютневого искусства, он широко применяет игру аккордами. Характерна в этом отношении прелюдия Марэ из первого сборника (1686) — «Lent», где использованы и двухголосная игра и аккорды.

«Пьеса эта обладает несомненными музыкальными достоинствами, — пишет Л. С. Гинзбург. — Обращает на себя внимание импровизационность ее стиля. Б. Д. Струге справедливо подчеркивает ее «баховские» интонации. Но в то же время здесь (именно не в пьесе-миниатюре танцевального или звукоизобразительного характера, а в пьесе с несомненно глубоким художественно-психологическим содержанием) обнаруживается разрыв между творческим замыслом композитора и орудием его воплощения — гамбой. Пьеса, требующая мощных динамических нарастаний, экспрессивного звучания, эпизодического выделения мелодии на отдельной (и не только верхней) струне, естественно, не могла быть соответствующим образом исполнена на гамбе — инструменте, который переставал отвечать запросам развивающейся музыкальной культуры. Таким образом, уже в последних десятилетиях XVII века начинает сказываться несоответствие выразительных возможностей этого инструмента новым художественным запросам, приводящее в XVIII веке к кризису гамбового искусства».

Лучшие гамбовые сочинения Марэ были изданы в Париже в пяти книгах, между 1686 и 1725 годами. Сборники эти имеют известную педагогическую направленность. Они представили обильный и разнообразный материал для изучающих игру на гамбе.

Как педагог Марэ проявил себя в роли учителя четырех из своих 19 детей. Особенно выделился среди них Рапан Марэ, родившийся в 1678 году и с 1725 года служивший при дворе в качестве солиста на гамбе. Слышавший его в Париже Кванц отмечал точность и изящество его исполнения. Умер Марен Марэ 15 августа 1728 году в Манте близ Парижа.
(с) из книги "100 великих музыкантов"

В фильме Алена Карно "Все утра мира" (Tous les matins du monde), снятом по книге Паскаля Киньяра роль Марена Марэ была блестяще исполнена Жераром Депардье.

Feste Champetre, IV.61.


+3


@темы: Музыка, Биография, Барокко

Прекрасное — божественно; возвышенное — человечно. (Теодор Симон Жуффруа)

Исполняет Кембриджская Королевская хоровая капелла.


Грегорио АЛЛЕГРИ (1580-1652) - знаменитый итальянский композитор, происходил из одного рода с Корреджо; род. около 1580 г. в Риме и получил образование в тамошнем музыкальном училище Нанини. В качестве бенефицианта он был помещен при соборе в Фермо; здесь сделал себе имя своими композициями и был вследствие этого в 1629 году папой Урбаном VII в Риме назначен альтистом папской капеллы. На этом месте он пробыл до своей смерти (18 февраля 1652 года).

Ни одна из его отчасти очень искусных композиций не достигла такой известности, как весьма просто скомпонованное для девятиголосого двойного хора "Мизерере". Это предназначенное для Страстной недели сочинение было от времени до времени исполняемо в папской капелле. Аллегри был двенадцатым сряду его компонистом, и его музыка получила, так сказать, каноническое значение для практики капеллы. Композиция осталась ненапечатанной и не могла быть копирована без позволения Папы. Но молодой Моцарт достал себе экземпляр, записав ее после двукратного прослушивания. Еще прежде того Папа послал копию императору Леопольду I-му. "Мизерере" напечатано в первый раз Бернеем в 1771 г.

Скачать "Miserere"
в исполнении камерного хора "Tallis Sсholars"
(mp3, 320kbit, rar):
1 часть (100 Мб)
2 часть (29 Mb)

Дополнительные материалы:
О композиторе и "Miserere" на английском (wikipedia.org)
Сайт Кембриджской Королевской хоровой капеллы (на англ.)

@темы: Музыка, Ренессанс

El bastardo brillante.
Французский композитор и скрипач Жан Жозеф Касанеа де Мондонвиль родился в небольшом городке Нарбонне, что в Депортаменте Од 25 декабря 1711 года. Отец его Жан Кассанеа происходил из благородной, но бедной семьи и служил музыкантом в местной церкви. Он пользовался большим уважением жителей городка и получил прозвище Мондонвиль. И вот под руководством отца музыкально талантливый мальчик стал учиться игре на скрипке.



Учеба давалась удивительно легко и непринужденно, и вскоре игра Жана стала настолько совершенна, что он был приглашен в город Лиль в городской оркестр первым скрипачом. Здесь его талант проявился в полной мере. Началась новая жизнь. За ним прочно укрепляется слава выдающегося виртуоза. Кроме того, здесь он начинает писать музыку. Его первыми произведениями были: “Magnus Dominus”, “Jubilate” и “Dominus regnavit”. Написанные живо и мелодично, сочинения имели большой успех.

Имя композитора становится известным, его произведения издает парижское издательство. В 1738 году Мондонвиль успешно выступает в «Духовных концертах» в Париже и через некоторое время талантливого музыканта принимают в капеллу короля Людовика XV.

Здесь необходимо напомнить, что во французской музыке существовали тогда две партии, между которыми происходило постоянное соперничество: партия короля и партия королевы. Мондонвиль принадлежал к партии короля и находился непосредственно под покровительством мадам Этиоль, получившей титул маркизы Помпадур, и фактически являющейся тогда некоронованной властительницей Франции. Немалую роль в вышеупомянутом соперничестве двух музыкальных направлений, сыграло великолепное произведение Мондонвиля “Titan et l’Aurjre”, написанное в 1753 году и принесшее победу сторонникам маркизы Помпадур.

С 1745 по 1758 годы его назначают главным королевским интендантом. А с 1755 года, в течение семи лет, он становится руководителем парижских «Духовных концертов».

Жизнь при дворе не мешает композитору активно заниматься сочинением музыки. Из-под пера Мондонвиля выходит целый ряд музыкально-сценических и камерно- инструментальных произведений, скрипичной музыки и несколько опер. Его оперы “Daphnis et Alcimadure”, “Les Fetes de Paphos”, “Venus et Adonis”, “Bacchus et Erigone”, “Psyche”, “Thesee” и “Projets de I’Amour” – замечательные образцы музыкального искусства, написанные Мондонвилем в стиле французской лирической трагедии. Они успешно противопоставлялись тогда итальянской опере – буфф.

Среди инструментальных сочинений Мондонвиля выделяются оригинальные «Пьесы для клавесина в виде сонат с аккомпанементом скрипки», написанные в 1734 году. Также особо следует выделить и сборник сонат для скрипки с basso continuo “Les sons harmoniques”, созданный композитором в 1739 году. В этих сочинениях Мондонвиль впервые ввел в скрипичную партию натуральные флажолеты.

Всю свою жизнь Мондонвиль пользовался большим успехом. Речь здесь идет, прежде всего, о его творческих успехах. А по жизни он был человеком довольно грубым вспыльчивым и неверным, почти не имел друзей. Был чрезвычайно несимпатичной личностью, и главной отличительной чертой его характера была фантастическая скупость.

Французский композитор Жан Мондонвиль умер в Бальвилле, в своем доме неподалеку от Парижа, 8 октября 1772 года, прожив 62 года.
(c) Виктор Каширников (specialradio.ru)

Jean-Joseph Cassanea de Mondonville: In Exitu Israel на YouTobe


@темы: Музыка, Биография, Рококо

El bastardo brillante.
Предисловие переводчика:
Об этом замечательном музыканте, к сожалению, очень мало информации в рунете. Все, что мы имеем это - краткие упоминания и сухие словарные статьи в несколько строк. Однако, именно влиянию Пизенделя, его оригинальному стилю исполнения мы обязаны построением произведений величаших композиторов того времени.

Оригинальная статья © David Charlton, 1996-2000 (опубликована на сайте classical.net)
Перевод © Gabriel Vega



Иоганн Георг Пизендель был выдающимся скрипачом своего времени. Антонио Вивальди, Георг Филипп Телеман и Томазо Альбинони посвящали ему свои скрипичные концерты. Несмотря на то, что его композиторское наследие невелико, Пизендель оказал немалое влияние как на величайших композиторов той эпохи, среди них были Бах, Вивальди, Телеман, так и на развитие инструментальной музыки в целом. Это во многом объясняется тем, что Пизендель занимал должность концертмейстера знаменитой Дрезденской Капеллы, что стало причиной создания замечательных виртуозных произведений специально для этого музыкального коллектива.

Иоганн Георг Пизендель родился 26 декабря 1687 года в Кадольцбурге, где его отец служил кантором. В возрасте десяти лет он выступает в придворной капелле в Ансбахе в качестве хориста. В шестнадцать становится скрипачом в придворном оркестре, одновременно с этим обучаясь у Джузеппе Торелли. В марте 1709 года покидает Ансбах, стремясь в Лейпциг, являвшийся в то время крупнейшим культурным центром. Именно там он находит дружбу с двумя величайшими людьми той эпохи; дружбу, которая продлится всю жизнь. Как отмечает Хиллер:

«В течение шести лет Пизендель выступал при дворе Ансбаха в качестве сопраниста, но позднее, когда его голос подвергся определенным возрастным изменениям, он продолжил музыкальную карьеру уже как скрипач. В марте 1709 года музыкант отправился в Лейпциг, для того, чтобы продолжить обучение в академии. Его путь пролегал через Веймар, где он повстречался с Бахом, в то время находившимся на службе там».

В ходе этой встречи Пизендель получает копию концерта соль-мажор (Kross 2V.G1) для двух скрипок Телемана. А после прибытия в Лейпциг встречается с Телеманом сам. Встреча была мимолетной, Телеман тогда направлялся из Эйзинаха в Сорау, однако последующая дружба эти двух талантливых людей продолжалась до последнего дня Пизенделя. Их переписка была весьма обширна и есть все основания полагать, что большинство произведений Телемана, которые композитор всегда предварительно высылал другу, были созданы именно для Пизенделя. Более того, Телеман таким образом активно поддерживает Пизенделя, после того, как тот получает должность концертмейстера.

Пизендель так же известен как исполнитель скрипичных концертов Альбинони. Отъезд Хоффмана поспособствовал востребованности музыканта уже в оперном искусстве. В 1711 году он отбывает в Дармштадт с тем, чтобы принять участие в постановке оперы Кристофа Граупнера «Телемах». В 1712 году Пизендель поступает на службу в Дрезденскую капеллу на должность скрипача, где работает до последнего дня. В его обязанности так же входит сопровождение курфюрста в поездке по Европе. В 1714 году он посещает Францию, в 1715 – Берлин и в 1716-1717 годах – Венецию, где знакомится с Антонио Вивальди. На последнего способности музыканта производят большое впечатление, они довольно быстро становятся друзьями, и все время пребывания в Венеции Пизендель обучается у Вивальди.

Путешествуя по Италии музыкант так же обучается у Монтарини в Риме, затем отправляется в Неаполь, после чего в 1717 году возвращается в Венецию и продолжает обучение у Вивальди. В связи с этим есть несколько исторических анекдотов, записанных Хиллером.

Как-то во время прогулки на площади Сан-Марко, Вивальди заметил пристальный интерес со стороны представителей правопорядка. Он сразу же предложил вернуться домой, опасаясь ареста. Начались расспросы о том, что могло вызвать слежку, не совершал ли Пизендель каких-либо предосудительных действий и не говорил ли чего-либо противозаконного. Иоганн Георг был в недоумении. Позднее оказалось, что причиной было всего лишь внешнее сходство Пизенделя с разыскиваемым преступником.

Курфюрст был близко знаком с Вивальди, который посвятил ему произведение под называнием La Sessiona. Надо отметить, что крон-принц относился к творениям маэстро несколько фамильярно. Однажды он попросил Пизенделя исполнить скрипичный концерт Вивальди, идентифицируемый как сочинение RV 571 в стиле оперного entr'acte. В ходе исполнения во время расширенного соло с переходом в верхний регистр, его аккомпаниатор излишне торопился, чем доставлял Пизенделю немалый дискомфорт. Однако музыкант, проявив большое самообладание, продолжал выдерживать медленный темп, отстукивая ритм ногой.

Во время пребывания в Венеции Пизендель собрал большое количество нотных рукописей, среди которых были новейшие на то время работы Вивальди, многие их них содержали дарственную подпись маэстро. Партитуры трех сонат и шести концертов Вивальди содержат автограф: "fatto per il Sign. Pisendel.". Сочинение RV340 посвящено Пизенделю и подписано: "per li coglioni" – для исполнителей басовой партии блок флейт. Пизендель собственноручно скопировал партитуры двадцати двух концертов, семь скрипичных сонат и полный набор фрагментов для будущих пятнадцати концертов.

Помимо этого он сделал копии концертов Бенедетто Марчелло и Альбинони, который так же посвятил один концерт музыканту. Эти работы были приобретены после смерти Пизенделя электрессой Марией Жозефиной и за исключением скрипичной сонаты RV19, хранящейся в Парижской консерватории, ныне находятся в частной коллекции в Саксонской Государственной Библиотеке.
Считается, то по приезду Пизендель показал Баху сонату ля-минор, в которой использовал популярный в Венеции ряд. Это произведение позднее стало основой для нескольких сонат и соло скрипичных произведений Баха.

После 1718 года Пизендель уже не так часто путешествует по Европе. В это время он берет уроки композиторского мастерства у Иоганна Давида Хайнихена. Композиторское наследие Пизенделя не столь велико, как у других авторов, но, несомненно, отличается высоким качеством и требует определенного мастерства в исполнении. Естественно, что в его работах передан весь опыт, полученный во время путешествия по Италии, и наибольшее предпочтение отдается скрипке – семь скрипичных концертов и сонаты соло для скрипки.

Телеман, один из тех, кто был приглашен в Дрезден в 1719 году на торжество по случаю свадьбы курфюрста и Марии Жозефины, представил вниманию публики посвященный Пизенделю концерт си-бемоль-мажор. В конце партитуры есть любопытное примечание: «Последнее аллегро написано с помарками, надлежит скопировать лучшим образом. Автор», видимо концерт был написан в большой спешке и еще подлежал доработке.

После смерти Вулмейра в 1728 году Пизендель исполняет обязанности концертмейстера, в 1730 году получает эту должность официально. В те дни, ведущий немецкий скрипач, он задает музыкальный стиль для многих композиторов, которые берут во внимание его чувственную манеру исполнения. Кванц комментирует его интерпретацию адажио Хассе, как очень экспрессивную. Такой манерой исполнения Пизендель оказал немалое влияние на сочинения Вивальди, Альбинони, Джузеппе Тартини, Телемана, Иоганна Фридриха Фаша, Граупнера, Штоцеля и самых знаменитых учеников – Иоганна Готлиба Грауна и Франца Бенда. Надо отметить, что Пизендель пользовался так же большим почетом при дворе Фридриха Великого.

Следующий исторический анекдот дает нам представление о том, как музыканты виртуозы сочиняли и исполняли музыку для собственного эстетического удовольствия, так же здесь упоминается инструмент, именуемый viola pomposa, изобретение которого приписывается Баху.

Во время Карнавала 1738 года Бенда по приглашению концертмейстера (Пизенделя), с которым он имел дружескую переписку, прибыл в Дрезден, чтобы услышать оперу Хассе «La Clemenza di Tito». В это же время он познакомился с послом в Российской Империи графом фон Кайзерлинком, который прославился как замечательный знаток и ценитель музыки и был весьма рад Бенда. Во время домашнего приема у графа Бенда услышал знаменитого лютниста Сильвиуса Леопольда Вайсса и восхитился его мастерством. После этого Вайсс пригласил Бенда и Пизенделя на обед, в тайне надеясь услышать исполнение Бенда. После полудня он попросил Бенда исполнить соло, которому при помощи viola pomposa должен был аккомпанировать Пизендель. После первого исполнения, он попросил продолжить этот своеобразный концерт, таким образом званый обед затянулся до полуночи. В папке Бенда были партитуры двадцати четырех произведений, и он исполнил их все, тогда как Вайсс во время концертов не исполнял более восьми – десяти лютневых сонат. (Этот пример, похоже, приводится автором в качестве сравнения физических и технических возможностей обоих музыкантов – прим. Vega)

Пизендель так же был близко дружен с другим знаменитым композитором того времени –Яном Дисмасом Зеленкой. Телеман называл Пизенделя и Зеленку «закадычными друзьями». После смерти Зеленки Пизендель вместе с Телеманом способствовали опубликованию фрагментов его произведения «Responsoria». Пизендель был очень осторожен, в письме от 16 апреля 1749 года, он просит о том, чтобы произведение было опубликовано не полностью, дабы не представлялось возможным установить личность обладателя копий партитур.

В отличие от многочисленных вариаций оригинальные произведения Яна Дисмаса Зеленки были собственностью королевского двора, их издание находилось под строжайшим запретом. В письме от 17 апреля 1756 года Телеман говорит о Responsoria следующее: «полная нотная рукопись находится при дворе в Дрездене и хранится под замком, поскольку представляет собой произведение уникальное».

Johann Georg Pisendel - Sonata c-moll

Vivaldi Concerto in d-moll "Per Pisendel"


@темы: Музыка, Биография, Барокко

07:26

Прекрасное — божественно; возвышенное — человечно. (Теодор Симон Жуффруа)
Этот пост я посвящаю одному из присутствующих здесь очень хороших людей.
У него сегодня День рождения.
Поздравляю и дарю!



Philippe de Champaigne,
"L' Annonciation", 1644



Antonio VIVALDI (1678 - 1741)
"Sonatas for Strings" - The Purcell Quartet


ССЫЛКИ:
.flac (24 bit, highest quality), RAR, 563 Mb.
Части: part1, part2, part3, part4, part5, part6.
Кодек K-Lite для проигрывания .flac в любом медиаплеере можно скачать здесь.

.mp3 (VBR, highest quality, 44100 Hz, Stereo), RAR, 93 Mb.


ОГЛАВЛЕНИЕ


Catherine Mackintosh - violin;
Elizabeth Wallfisch - violin;
Richard Boothby - cello;
Robert Wooley - haprichord.
© Chandos Records Ltd., 1990


Если кому-то нужны будут сканы буклета на английском языке, скажите. Попозже сделаю.

@темы: Музыка, Живопись, Барокко

Бёрд, Уильям (Byrd, William) (ок. 1543–1623), композитор елизаветинской эпохи, один из крупнейших английских музыкантов. О его детстве и периоде становления сведений не сохранилось. 27 февраля 1563 он был назначен органистом собора в Линкольне, а 22 февраля 1570 – солистом лондонской Королевской капеллы. До декабря 1572 Бёрд совмещал обе должности, а затем уехал из Линкольна и, по-видимому, поселился в Лондоне. В сборнике духовных песен Cantiones Sacrae, изданном совместно с Т.Таллисом в 1575, Бёрд упомянут как придворный органист – как и в собственных его публикациях духовной музыки (1589, 1591, 1605 и 1607); однако ни в одном официальном списке он не значится в качестве органиста.



В 1575 Бёрд и Таллис получили лицензию на монопольное издание музыкальных произведений (когда в 1585 Таллис умер, она перешла к Бёрду). Но монополия оказалась не слишком прибыльной, и в 1577 оба предпринимателя обратились к королеве Елизавете с просьбой о поддержке. Бёрд, который в 1568 женился на Джулиане Бёрли, был уже отцом четверых (или пятерых) детей и жил в то время в Харлингтоне (в Мидлсексе). В 1593 он переехал в Стондон-Месси близ Онгара (графство Эссекс), где и прожил до конца дней. Когда его жена умерла (после 1586), Бёрд во второй раз вступил в брак. В течение нескольких лет он был занят судебными процессами, отстаивая заявленные им права на собственность. Но его жизнь еще более осложнялась другим обстоятельством: находясь на службе в Англиканской церкви, он оставался католиком. Бёрд неоднократно представал перед церковным судом как нонконформист, но, судя по всему, отстранить его от службы в Королевской капелле никто не пытался. После его смерти в 1623 в служебных списках капеллы он был отмечен как «родоначальник музыки» («Father of Music»).

читать дальше

Consort songs & Music for viols
With Lilies White

Gerard Lesne (alto)
Wieland Kuijken
Ensemble Orlando Gibbons

Файл (архив) для скачивания

@темы: Музыка, Биография, Ренессанс

El bastardo brillante.
Композитор, теоретик и писатель, своим творчеством неизменно служивший прогрессу искусства, звавший "идти все дальше и дальше"; художник широчайшего кругозора, раскрывавший для своей родины окна в освежающие музыкальные климаты других стран - Франции, Италии, Польши; неутомимый организатор, боровшийся за новые демократические формы концертной жизни, основатель первого в Германии музыкального журнала, Телеман в своей области был подлинным просветителем, одним из плеяды немецких гуманистов и просветителей XVIII века.

Творческое наследие Телемана, охватившее все известные в его эпоху жанры и формы, с трудом поддается учету. Полагают, что он написал за свою жизнь больше, чем Бах и Гендель вместе. Но значительная часть созданного им утеряна; время и превратности судьбы (В том числе пожары и разрушения, вызванные воздушными налетами во время второй мировой войны) пощадили едва ли половину того, что вышло из-под пера трудолюбивого мастера. Так, из более чем сорока опер, написанных для театров в Гамбурге, Лейпциге, Байрейте и Вейсенфельсе, полностью сохранилось всего семь (Сюда не входят небольшие сценические серенады и интермедии). Известны двадцать три оратории Телемана на евангельский текст ("пассионы"), но, судя по оставшимся в архивах либретто (которыми пользовались слушатели, чтобы следить за текстом), им было написано по крайней мере вдвое больше.



Биографический очерк из книги Владимира Рабея

Орфей, или Чудесное постоянство любви

Избранные произведения на YouTube

Upd:

Ромен Роллан "Автобиография одной забытой знаменитости. Телеман — счастливый соперник И. С. Баха"

Скачать с ifolder.ru "Classical Masterpiece of Music - Georg Philipp Telemann"
Список произведений, представленных в записи

@темы: Видео, Музыка, Биография, Барокко

Прекрасное — божественно; возвышенное — человечно. (Теодор Симон Жуффруа)
По материалам © musicalka.narod.ru
krugosvet.ru


ФОРТЕПИАНО - от итальянского "forte" (громко) + "piano" (тихо).
Этот музыкальный инструмент имеет богатую и длинную историю. Несмотря на то, что изобретение его относят к XVIII столетию, у фортепиано имеется множество предшественников и "прямых родственников".

Данный инструмент относят к группе "клавишно-струнных молоточковых ударных". Его сложная механика рождалась из механики более простых в этом отношении инструментов. Самый древний из них - орган, клавишно-духовой. Передаточный механизм клапанов в его трубах регулировался нажатием клавиш и переключением множества "регистров", которые задействовали те или иные наборы труб (у органа их два: деревянные и металлические).

И всё же, непосредственным родственником фортепиано его считать нельзя. Эта честь принадлежит первому клавишно-струнному инструменту, изобретенному в эпоху средневековья - клавикордам. Необычный, на современный взгляд, инструмент возник из усовершенствованного (и еще более древнего) античного монохорда, который представлял собой доску с разметкой и закрепленной сверху единственной струной. Служил этот инструмент для изучения акустических свойств волновых колебаний. В более позднюю эпоху эти рассчеты легли в основу создания темперированного строя.

Читать далее...

Появление фортепиано в музыкальной культуре Европы стало отправной точкой для многих и многих процессов: оно привело к возникновению нового, несравненно более сложного гармонического "языка", совершенствованию динамики, и в значительной мере повлияло на ход музыкальной истории, на характер всей европейской музыки, которая является важной частью общемировой культуры.
За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали фортепианную музыку, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта - будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач - у которого в доме не было бы пианино. Техника игры на фортепиано входит в обязательное обучение каждого музыканта, независимо от его основной специализации.
Несмотря на относительную "молодость", фортепиано оказывает на общество в целом большее воздействие, чем какой-либо другой инструмент - и надо полагать, его славе еще очень далеко до заката…

Дополнительные материалы:
Игра на клавикордах 1 (mp3): Карл Филипп Эммануэль Бах - Соната №4 f-moll.
Игра на клавикордах 2 (mp3).

@темы: История, Музыка, Механика, Рококо, Барокко

Прекрасное — божественно; возвышенное — человечно. (Теодор Симон Жуффруа)



Г. Пёрселл - "Music for a while",
исполняет Филипп Жарусски (контр-тенор).

По материалам © И. Охаловой, belcanto.ru
© ru.wikipedia.org

"...От его обаятельного, такого быстротечного существования остался поток мелодий, свежих, вышедших из сердца, одно из чистейших зеркал английской души."
Р. Роллан


Генри Пёрселл (англ. Henry Purcell, 1659—1695) — английский композитор ирландского происхождения, представитель стиля барокко. Брат композитора Дэниела Пёрселла.

"Британским Орфеем" назвали Пёрселла современники. Его имя в истории английской культуры стоит рядом с великими именами Уильяма Шекспира, Джона Гордона Байрона, Чарльза Диккенса. Творчество Перселла развивалось в эпоху Реставрации, в атмосфере духовного подъема, когда возвращались к жизни прекрасные традиции искусства Ренессанса (например, расцвет театра, преследовавшегося во времена Кромвеля); возникали демократические формы музыкальной жизни - платные концерты, светские концертные организации, создавались новые оркестры, капеллы и т. п. Выросшее на богатой почве английской культуры, впитавшее лучшие музыкальные традиции Франции и Италии, искусство Перселла оставалось для многих поколений его соотечественников одинокой, недостижимой вершиной.

читать дальше

Дополнительные материалы:




Другие произведения Пёрселла на сайте music.edu.ru

@темы: Музыка, Театр, Опера, Барокко

Прекрасное — божественно; возвышенное — человечно. (Теодор Симон Жуффруа)


Фрагмент из фильма "Фаринелли-кастрат":
Георг Фридрих Гендель - "Lascia ch'io pianga",
исполняет Филипп Жарусски (Philippe Jaroussky) - контр-тенор.


По материалам © peoples.ru

Карло Фаринелли (настоящая фамилия - Броски, 1705 - 1782 гг.) по праву считается выдающимся явлением музыкальной культуры XVIII века.
Легендарный певец, кастрат-сопранист, идеальный исполнитель лирических и героических партий в итальянской опере-seria за свою недолгую карьеру всколыхнул весь музыкальный мир просвещенной Европы.
"Божественный Фаринелли" - так его называли в те времена, когда его невероятно пластичный, мягкий, богатый и выразительный голос пленял вельмож и простолюдинов, мужчин, женщин, итальянцев, иностранцев, королей и королев. Его личность являла собой пример редкого сочетания исключительных творческих и душевных качеств.

Карло родился 24 января 1705 года в Андрии (Апулия), в небогатой дворянской семье. Его отец, Сальваторе Броски, был одно время губернатором городов Маратеа и Чистернино, а позднее капельмейстером Андрии. Сам превосходный музыкант, он обучил этому искусству двух сыновей. Старший, Рикардо, впоследствии стал автором четырнадцати опер. Младший, Карло, рано проявил чудесные способности к пению. В семь лет мальчика вынуждены были кастрировать, дабы спасти от опасного недуга и сохранить чистоту голоса. Псевдоним Фаринелли произошел от фамилии братьев Фарина, покровительствовавших певцу в юные годы. Пению обучался Карло сначала у отца, затем в неаполитанской консерватории «Сант-Онофрио» у Николы Порпоры, самого знаменитого в то время учителя музыки и пения, воспитавшего таких певцов, как Каффарелли, Порпорино и Монтаньяца. Королевство Неаполь славилось своей уникальной вокальной школой: мальчики, обучавшиеся в консерватории, постигали мастерство, развивали и совершенствовали технику belcanto, чему способствовали долгие занятия, строгий, весьма суровый режим и выдающиеся музыканты-преподаватели.

Читать далее...

Дополнительные материалы:
Филипп Жарусски ("голос" Фаринелли) исполняет арию Вивальди
О фильме "Фаринелли-кастрат" на ru.wikipedia.org

@темы: Видео, Музыка, Биография, Опера, Рококо

Musik kring Vasa

На этот диск я облизывался давно, но только вчера мне удалось его выпросить. Как оказалось, музыка на диске принадлежала к XVI веку и в основном даже к первой его половине.

Авторы:

Тильман Сузато (1500-1561),
Клемент Жанекен (1485-1564),
Николо Пифаро (не знаю, кто такой 1500?),
Дон Микеле Вичентино (Vicentino) (тоже никогда не слышал 1470-1524),
Бартоломео Тромбончино (1470-1535),
Клод Жервез (?-1560),
Адриан Виллерт (не слышал о таком 1490-1562),
Йохан Векк (тоже не знаю 1495-1536),
неизвестный из Уппсалы,
Пьер Аттеньян (1490-1552).

В основном на диске светская музыка - по большей части танцы. Среди них
паваны, гальярды, рондо, бержеретты, бранли (двойной, простой, пуатевинский, шампанский).
Удивила сама музыка. Она очень уютная даже тогда, когда танец начинается с барабанного боя. Под нее неплохо просто посидеть, и под нее хорошо работается. Она не отвлекает и не будоражит. Очень приятное впечатление.


@темы: Музыка, Искусство, Ренессанс, Барокко

Современные постановки барочной оперы зачастую из серии - слушать можно, а вот смотреть - осторожно.
Даю ссылкой, дабы не оскорбить кого-нибудь ненароком.
www.youtube.com/watch?v=xu32FW94d88&feature...
Хотя, конечно, это смешно.
А это доблестные лётчики или астронавты (не разобрать) David Daniels и Richard Croft
www.youtube.com/watch?v=J-9EV4UsUFI&NR=1

David Daniels - подготовка к полёту)))
www.youtube.com/watch?v=F4MHARcOIQU&feature...

А это знаменитая ария Ринальдо "Cara sposa".
Daniels весь в синем на оранжевом диване, но поёт, как ангел, конечно.
www.youtube.com/watch?v=k3rqm9l3mw0&feature...

@темы: Анекдоты, Видео, Музыка, Опера, Барокко

Нашла странное видео.
Интересно, кто этот человек?


А это его избранное:
www.youtube.com/profile_videos?user=twalker742

@темы: Видео, Музыка, Барокко

Вчера мне дали послушать диск с музыкой Палестрины (1525-1594) и Аллегри (1582-1652): две мессы, Stabat mater и Miserere. Сказать, что это красиво, значит, не сказать ничего. Это еще и совершенно непохоже на все, что я представлял о церковной музыке. Никакого органа там нет! То есть совсем нет. Как мне пояснили, в то время органных месс просто не писали! Только хор, в основном состоящий из высоких голосов. Лишь к середине XVII века стали переделывать хоровые мессы в органные, потом их стали писать, а уж симфонические мессы - это и вовсе XVIII век. Что интересно, я не мог уловить в этих творениях какой-то мелодии - скорее общий фон, в результате просто улетаешь куда-то на небеса. Представляю, как все это звучало и воспринималось в церквях.

Возникает вопрос, что имели в виду авторы музыкальной энциклопедии, когда писали, что орган использовался в богослужении с седьмого века?!


@темы: Музыка, Религия, Ренессанс, Барокко