Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
13:45 

Филипп I, Герцог Орлеанский

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
Эта весьма любопытная статья была опубликована на сайте Encyclopedia of GLBT culture. Автор статьи - Майкл Д. Сибалис - профессор истории Университета Уилфрида Лорира в Ватерлоо, Онтарио, Канаде. Специализируется в области истории Франции Нового Времени. Им были изданы статьи и эссе о Наполеоновском полицейском государстве (1799-1815), о рабочем движении во Франции девятнадцатого столетия и об истории французского гомосексуализма. Является со-редактором научного труда Джеффри Меррика "Гомосексуализм во французской Истории и Культуре" (2002), в настоящее время пишет книгу по истории мужского гомосексуального сообщества Парижа 1700-х годов.

Филипп I, Герцог Орлеанский (1640-1701). Известный так же как Месье, был вторым сыном Людовика XIII и младшим братом Людовика XIV. Родился 21 сентября 1640 года, до 1660 года носил титул Герцога Анжуйского и стал Герцогом Орлеанским в последствие. Находившийся в тени своего брата, Короля Солнца, Филипп не играл никакой политической роли в жизни страны и главным образом известен в современности из-за гомосексуальности.



По словам исследовательницы Нэнси Баркер: "не только сексуальные предпочтения следует считать важнейшим аспектом его характера, однако... в значительной степени они определили его репутацию в глазах будущего поколения".

Несмотря на это Филипп обладал множеством благородных качеств. Герцог Сен-Симон приписывал ему "природное величие", которое вкупе с "приветливостью и целостностью характера" притягивало к нему людей. Это был человек высокой культуры, который покровительствовал развитию оперы и собрал неповторимую коллекцию произведений искусства.

Филипп так же продемонстрировал прекрасные способности полководца во время военной кампании с Соединенными Провинциями (1672-1679), но его победа над Уильямом Оранским при Касселе 11 апреля 1679 года вызвала крайнюю зависть у венценосного брата, после этого Филипп более никогда не участвовал в военных действиях. Людовик XIV никогда не забывал о том, что предыдущий Герцог Орлеанский, младший брат Людовика XIII был лидером оппозиции, поэтому все было сделано для того, чтобы Месье ни коим образом не участвовал в политической жизни.



Приписываемая Месье женоподбность в контрасте с преувеличенной мужественностью короля позволила еще больше дискредитировать Филиппа.

Герцог Сен-Симон так описывает пятидесятилетнего принца: "маленького роста, с животом, раздутым как бочка, на длинных, худых ногах, как на ходулях, в туфлях невероятного размера, прихорашивающийся как женщина, с кольцами, браслетами и прочими драгоценностями, где только можно; он носил парики с длинными завитыми локонами, украшал себя лентами и использовал всевозможные ароматы".

Согласно воспоминаниям Аббата де Шуази, имевшего склонность к трансвестизму и которому благоволил Герцог Орлеанский: "он испытывал желание носить женскую одежду, однако не делал этого, потому что такое поведение противоречило его статусу и могло сильно дискредитировать".



Благодаря богатству французской короны, Филипп имел возможность создать свой двор в Сен-Клу, при котором процветали весьма распутные нравы и коий являл собой некое отражение версальского двора. Как свидетельствуют историки у Месье было множество любовников, однако никто из них не оказал на принца такого влияния как знаменитый шевалье де Лоррен, связь с которым была самой продолжительной.

Несмотря на гомосексуальные наклонности, окружение многочисленных фаворитов и любовников, Филипп не забывал о главной династической обязанности и был дважды женат – в первый раз на Генриетте-Анне Стюарт (1644-1670) с 1661 по 1670 годы и второй – на Елизавете-Шарлотте, известной как Принцесса Пфальцкая с 1671 года.

Его первая супруга была, что называется, непрерывно беременна, тогда как второй брак принес Месье троих детей. Так или иначе, большинство католических династий современной Европы берут свое начало от Филиппа Орлеанского.

Несмотря на то, что Филипп был очень любящим отцом, Принцесса Пфальцкая жаловалась в письмах, что: "Месье - распутник, и его единственное занятие... выпрашивание всевозможных благ для фаворитов у Его Величества. Что касается его детей, он даже не думает о них."

Филипп умер 9 июня 1701 года в Сен-Клу, и Людовик XIV, как свидетельствуют хронисты, был у его постели.

В связи с примером жизни Герцога Орлеанского исследователь Роберто Ореско предлагает использовать переписку, мемуары и нотариальные акты для того, чтобы воссоздать систему дружеских и сексуальных отношений, включая феномен гомосексуального патронажа в аристократических кругах, являвшегося обычным явлением в придворной жизни Европы Нового Времени.

Следует заметить, что трагедия Единственного Брата Его Величества заключалась вовсе не в излишней изнеженности и гомосексуальных пристрастиях, как свидетельствуют большинство историков, пропагандирующих гомофобию, но в том, что, обладая многими неоспоримыми достоинствами, этот человек, в связи с намеренным отстранением от дел, находился вне политической системы государства и был вынужден вести жизнь сугубо светскую, полную тщеты.
Авторство: © Michael D. Sibalis
Перевод c английского: © Gabriel Vega

@темы: Барокко, Биография, Возлюбленные и фавориты, История, Короли

Комментарии
2008-07-03 в 13:47 

737373 [DELETED user]
Огромное спасибо. Вдогонку к предыдущим благодарностям.

2008-07-03 в 13:57 

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
Милорд_Фортунат, всегда рад. :)

2008-07-03 в 14:02 

Тупая биттенфельдовщина. Секс, алкоголь, пончики
Спасибо. Пока времени нет прочесть, но уже спрашиваю - можно дать ссылку на статью в дневнике?

2008-07-03 в 14:04 

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
Крейди, можно конечно. :)

2008-07-03 в 14:14 

Тупая биттенфельдовщина. Секс, алкоголь, пончики
Gabriel Vega спасибо!:)

2008-07-03 в 18:38 

Нелюбимый
Прекрасное — божественно; возвышенное — человечно. (Теодор Симон Жуффруа)
Интересная прослеживается закономерность: культурный расцвет в европейских государствах часто приходился на период правления женщин и гомо- (би-)сексуалов.
По крайней мере, государственные дотации на искусство в эти периоды возрастали.

Отдельное спасибо за перевод.

2008-07-04 в 09:06 

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
Филипп не правил, он был фактически не у дел, любых,
за исключением развлечений и искусств, и «дотации» -
были актом его доброй воли, меценатством, но не
государственным явлением. Хотя известно, что король
тоже занимался подобным, однако, в предпочтениях Луи
не было ничего гомо- или би- сексуального.

2008-07-04 в 09:17 

Нелюбимый
Прекрасное — божественно; возвышенное — человечно. (Теодор Симон Жуффруа)
Да, относительно отсутствия власти справедливо; эпоха Луи - это эпоха полного абсолютизма.
А вам не встречались где-нибудь в сети материалы, объясняющие стремление мужчин из богатых сословий к изяществу и определенному жеманству в поведении на тот период времени? Насколько я помню, эпоха рококо привнесла новые веяния в моду, благодаря чему облик мужчин стал практически неотличим от женского. Эта тема всячески обыгрывалась в карикатурах и шаржах той эпохи.

2008-07-04 в 09:47 

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
Задолго до рококо, уже на стыке Ренессанса и барокко.
Почитайте "Историю нравов" Эдуарда Фукса, у него
отлично об этом написано, и в связи с абсолютизмом в
том числе.

2008-07-04 в 10:20 

Нелюбимый
Прекрасное — божественно; возвышенное — человечно. (Теодор Симон Жуффруа)
Gabriel Vega, спасибо, обязательно поищу эту книгу.

2008-07-07 в 01:50 

Gabriel Vega Мне с детства нравилось, как сочувственно изобразил его Дюма в "Виконте де Бражелоне".

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Laterna Magica

главная