04:21 

Музыкальный "переворот": история создания фортепиано.

Нелюбимый
Прекрасное — божественно; возвышенное — человечно. (Теодор Симон Жуффруа)
По материалам © musicalka.narod.ru
krugosvet.ru


ФОРТЕПИАНО - от итальянского "forte" (громко) + "piano" (тихо).
Этот музыкальный инструмент имеет богатую и длинную историю. Несмотря на то, что изобретение его относят к XVIII столетию, у фортепиано имеется множество предшественников и "прямых родственников".

Данный инструмент относят к группе "клавишно-струнных молоточковых ударных". Его сложная механика рождалась из механики более простых в этом отношении инструментов. Самый древний из них - орган, клавишно-духовой. Передаточный механизм клапанов в его трубах регулировался нажатием клавиш и переключением множества "регистров", которые задействовали те или иные наборы труб (у органа их два: деревянные и металлические).

И всё же, непосредственным родственником фортепиано его считать нельзя. Эта честь принадлежит первому клавишно-струнному инструменту, изобретенному в эпоху средневековья - клавикордам. Необычный, на современный взгляд, инструмент возник из усовершенствованного (и еще более древнего) античного монохорда, который представлял собой доску с разметкой и закрепленной сверху единственной струной. Служил этот инструмент для изучения акустических свойств волновых колебаний. В более позднюю эпоху эти рассчеты легли в основу создания темперированного строя.

Клавикорды выглядели как невысокий деревянный ящик, ставящийся на стол. Внутри него находились узкая клавиатура и набор металлических струн, по две на одну ноту (т.е. настроенные в унисон). Звук извлекался медными штифтами, тангентами, прикрепленными к концу клавиши. Тангент представлял собой маленький медный квадратик. Поднимаясь, он разделял струну на две части, одна из которых – звучащая – колебалась соответственно ее ноте. Поскольку тангент мог касаться струны в разных местах, каждая пара струн обычно служила для извлечения нескольких звуков разной высоты (такая техника звукоизвлечения используется в некоторых моделях современных гуслей). После 1720 начали изготавливать клавикорды большего размера с отдельной струной для каждой клавиши, но продолжали применяться и клавикорды старого типа. Этот мягко звучащий инструмент приобрел наибольшую популярность именно в XVIII веке, и из-за тихого, глуховатого тембра и компактного размера его часто можно было найти в домах композиторов эпохи барокко (в т.ч. Баха).
Однако у этого инструмента, при всей его простоте, было одно немаловажное свойство: он позволял передавать динамику звука - крещендо и диминуэндо (постепенное усиливание и ослабление звучания соответственно).

Другой клавишный (точнее, клавишно-язычковый) инструмент - клавесин - скорее всего был изобретен в Италии в XV веке. В данном случае звук извлекался при помощи птичьих перышек, тонких медных пластинок с "заступом" или кусочков кожи, - которые, при нажатии на клавишу, с помощью передаточного механизма поднимались и цепляли струну, заставляя ее звучать - напряженно, сухо и резко. Струны клавесина были расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук у клавесина, однако, оставался довольно слабым и не очень-то годился для исполнения музыки в больших залах, несмотря на то, что клавесин имел, как правило, два мануала (т.е. две клавиатуры). Нижний из них предназначался для управления двойным набором струн, а верхний - одинарным, поэтому игра на нижнем мануале звучала более ярко и насыщенно, чем на верхнем.
Но щипковая техника звукоизвлечения не позволяла добиться долгого и протяженного звучания. Поэтому, чтобы продлить его на длинных нотах искуственно, в пьесы для клавесина композиторы вставляли десятки видов мелизмов (украшений). Мелизматика, как стилистика, отличает всю музыку барочного периода.
Обычно клавесин использовался для аккомпанемента - как с солирующими инструментами, так и с камерными ансамблями и вокалом (который в те времена также приобрел виртуозную мелизматическую сложность).

Третий вид струнно-клавишных инструментов, на которых играли в XV, XVI и XVII веках, - это спинет. По сути спинет - это маленький, "кабинетный" клавесин с одним или двумя мануалами протяженностью в четыре октавы. Он, как правило, был богато декорирован и потому являлся, скорее, украшением дома, наряду с изящной мебелью.

На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности усовершенствованной в ту пору скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое "фортиссимо" (усиленное "форте"), нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы.
Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся музыкальными инструментами семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал свое изобретение "gravicembalo col piano e forte", что означает "клавишный инструмент, играющий тихо и громко". Это название затем было сокращено, и появилось слово "фортепиано" (занятный факт: в самой Италии данный инструмент именуется прямо противоположно: "pianoforte", в соответствии с оригинальным названием). Несколько позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном Мариусом (1716 г.). Воистину, "идеи в воздухе витают".

Механическое устройство "фортепиано Кристофори" было очень простым. Оно состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального возвращателя. У такого фортепиано не было ни демпферов (мягких колодок для прекращения колебаний струн), ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне - что заглушало бы ее вибрацию. Позднее был изобретена "двойная репетиция", позволившая молоточку опускаться лишь наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро повторяющихся нот.

Самое замечательное в конструкции фортепиано - это, во-первых, способность его корпуса резонировать, а во-вторых, широчайший динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная рама (изобретенная позднее, в XIX веке; рама у фортепиано Кристофори была деревянной) позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на "форте". Другое отличие фортепиано от его предшественников - это способность звучать не только тихо и громко, но и делать "крещендо" и "диминуэндо", менять динамику внезапно или постепенно.

Когда фортепиано впервые заявило о себе, в Европе царила эпоха рококо (1725-1775) -- период, переходный от барокко к классицизму. В период классицизма фортепиано стало популярным инструментом домашнего музицирования и концертного исполнения. Фортепиано как нельзя более подходило для исполнения появившегося в это время жанра сонаты, ярким образцом которого являются произведения Клементи и Моцарта.

Появление фортепиано также вызвало изменения в репертуарах ансамблей и оркестров. Концерт для фортепиано с оркестром - новый жанр, ставший весьма популярным в период классицизма. Долгое время аккомпанирующим инструментом оставался клавесин, очень редко выступая в роли солирующего. Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных инструментов - таких, как скрипка и труба, и занять центральное место в концертных залах Европы.

Благодаря тому, что фортепиано теперь можно было услышать не только в дворцах знати, круг любителей фортепианной музыки начал расширяться. Все больше и больше людей были готовы платить за то, чтобы услышать того или иного солиста. Это вызывало потребность во все новых и новых произведениях для фортепиано, росло количество композиторов, получавших признание благодаря фортепианной музыке.

На смену классицизму приходит эпоха романтизма, когда в музыке - да и в искусстве в целом - основную роль стало играть выражение эмоций. Это направление ярко проявилось, в частности, в фортепианном творчестве Бетховена и Шумана, Листа, Шопена. И здесь выразительные возможности фортепиано оказались очень кстати. Произведения для фортепиано в четыре руки стали очень популярными в этот период, когда из инструмента одновременно извлекали до двадцати звуков, порождая новые краски.

В период романтизма фортепиано было популярным инструментом домашнего музицирования. Любители музыки предпочитали именно фортепиано, потому что оно давало возможность исполнять одновременно и мелодию, и гармонию. Рост популярности фортепиано привел к появлению пианистов-виртуозов. Все же необходимо отметить, что, несмотря на падение своей популярности, клавесин не исчез со сцены насовсем. Его камерное звучание и сегодня можно услышать на концертах старинной музыки. Композиторы и поныне продолжают писать произведения для этого инструмента.

Появление фортепиано в музыкальной культуре Европы стало отправной точкой для многих и многих процессов: оно привело к возникновению нового, несравненно более сложного гармонического "языка", совершенствованию динамики, и в значительной мере повлияло на ход музыкальной истории, на характер всей европейской музыки, которая является важной частью общемировой культуры.
За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали фортепианную музыку, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта - будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач - у которого в доме не было бы пианино. Техника игры на фортепиано входит в обязательное обучение каждого музыканта, независимо от его основной специализации.
Несмотря на относительную "молодость", фортепиано оказывает на общество в целом большее воздействие, чем какой-либо другой инструмент - и надо полагать, его славе еще очень далеко до заката…

Дополнительные материалы:
Игра на клавикордах 1 (mp3): Карл Филипп Эммануэль Бах - Соната №4 f-moll.
Игра на клавикордах 2 (mp3).

@темы: Рококо, Музыка, Механика, История, Барокко

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Laterna Magica

главная