22:03 

you can't stop the beat
«Карьера проститутки»— серия из 6 картин (1731, утрачены) и гравюр (1732) английского живописца Уильяма Хогарта. Серия рассказывает историю молодой девушки Молл Хэкэбаут, прибывшей в Лондон из провинции и ставшей проституткой. Серия была начата с третьей картины: рисуя проститутку в ее каморке на Друри-лейн, Хогарту пришла идея изображения сцен из ее прошлого и будущего. Главная героиня названа в честь персонажа романа Даниэля Дефо «Моль Флендерс» и печально известной проститутки Кейт Хэкбаут, которая была сестрой разбойника Фрэнсиса Хэкбаута, повешенного 17 апреля 1730 года. Сама Кейт была обвинена в содержании борделя, и в августе, в тот же самый год, была арестованной Вестминстерским судьей сэром Джоном Гонсоном.
Серию «История проститутки» вызвало к жизни гонение, обрушившееся на проституцию со стороны Ковент Гардена, особенно судьи Гонсона. Проститутки, работавшие в борделях и на улицах, характеризовались как ловкие соблазнительницы, ответственные за моральное разложение и распространение болезней. В 30-х годах акцент в подобном восприятии сместился: проститутку стали представлять в прессе как невинную девушку из деревни, которая прибывает в город и попадает в бордель, благодаря хитрости сутенеров. Хогарт отразил эти представления в своем цикле, который во многом живописал реальные характеры.

Сцена первая

Молл Хэкбаут приехала в гостиницу «Bell Inn» в Чипсайде из села, чтобы найти работу швеи или прислуги. Молл встречает Элизабет «Матушку» Нидхэм, печально известную сутенершу, умершую в 1730 году, забитая лондонской толпой у позорного столба. На заднем плане полковник Фрэнсис Чартерис, в марте 1730 года осужденный за насилие служанки. Сама Молл стоит, невинная и скромно одетая, перед Нидхэм, владелицей борделя, которая оценивающе рассматривает её юность и красоту. Возможно, Нидхэм действует по наущению полковника Чартериса. Картина наполнена играми слов и двойными значениями. Ножницы и игольник, висящий на руке Молл, говорят, что она — швея; мертвый гусь — доверчивость Молл. Слева лошадь священника опрокинула горшки, предвещая неизбежное падение Молл. Намек содержится в и гусе, к которому прикреплена записка: «Любимой кузине на Тэмс-стрит в Лондоне»; этот «кузен», возможно, был вербовщиком.



Сцена вторая

Молл теперь содержанка богатого лондонского еврея и живет в хорошо обставленном съемном доме. Он прибыл неожиданно, застав Молл с её любовником-аристократом. Чтобы отвлечь внимание в то время, как возлюбленный выбирается, Молл опрокидывает маленький столик и щелкает пальцами. Хотя Молл явно красива и желанна, судя по выражению лица её протектора, она недооценивает шаткость своего положения.


Сцена третья

Оскорбленный изменой богатый любовник выбрасывает Молл, и она становится обычной проституткой. Пивная кружка в углу, тёмная каморка, расположенное в районе Ковет Гардена, известного своими борделями, указывают на явное падение в «карьере проститутки». Молл кокетливо смотрит на зрителя, не видя, что пришел судья Гонсон, чтобы её арестовать. Бутылочки с лекарствами, маленькие болячки на лице намекают на то, что Молл больна сифилисом. То, что Хогарт изображает множество мушек на лицах своих героев, показательно. Скрывать болячки таким образом было типично для той эпохи.


Сцена четвертая

Молл находится в Брайдвелле, тюрьме для проституток и мелких преступников. Она отбивает пеньку для петель палача, в то время как тюремщик угрожает ей и заставляет работать. Служанка улыбается тому, что жена тюремщика отбирает у Моль платье. Заключенные идут слева направо в порядке уменьшения благосостояния: человек, который привел с собой собаку — шулер; женщина; ребенок, возможно, страдающий синдромом Дауна, и беременная женщина. Слева на позорном столбе написано: «Лучше работать, чем так стоять». Человек, страдающий на столбе, очевидно, отказался работать.


Сцена пятая

Молл возвратилась в каморку. После позорного тюремного заключения она умирает от венерической болезни, укутанная одеялами. Два доктора спорят об эффективности своих методов лечения. Очевидно, что оба они – шарлатаны. Незаконный сын Молл сидит перед открытым огнем. Присутствие невинного ребенка словно задает нам вопрос, войдет ли он со временем в этот мир разврата и преступлений. Женщина (возможно, сводница или домовладелица Молл) осматривает имущество, чтобы выбрать что-нибудь себе, в то время как горничная Молл пытается остановить грабеж.


Сцена шестая

Безразличное отношение людей к судьбе Молл, показанное уже на пятой гравюре, четко явлено в заключительной сцене. Присутствующие на похоронах, в основном проститутки, столпились вокруг гроба. Надпись на крышке гроба свидетельствует, что Молл умерла в возрасте 23 лет 2 сентября 1731 года. Предостерегающий урок короткой жизни Молл остается незамеченным большинством в комнате. Слева пастор, глядя перед собой, копается в юбках красивой проститутки рядом с ним. Она смотрит на зрителя полузакрытыми глазами, а легкая улыбка напоминает выражение лица Молл на третьей гравюре. Становится ясно, что «карьера проститутки» не раз будет повторяться. Сын Молл беспечен: он сидит, играя рядом с телом своей матери, неспособный понять происшедшего.


@темы: Рококо, Нравы, Культура, Искусство

Комментарии
2010-12-11 в 22:30 

MirrinMinttu
Do or die
Спасибо! Я видела первую гравюру, но всегда хотела узнать историю за ней. Теперь узнала.

2010-12-11 в 22:32 

you can't stop the beat
MirrinMinttu есть фильм, поставленный по этой серии гравюр, кстати)

2010-12-11 в 22:41 

MirrinMinttu
Do or die
А как называется?

2010-12-11 в 22:48 

you can't stop the beat
MirrinMinttu так и называется: A Harlots Progress

2010-12-11 в 23:01 

MirrinMinttu
Do or die
Шикарно, когда-нибудь обязательно посмотрю!

2010-12-12 в 10:41 

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
Спасибо большое! Все-таки Хогарт в своей манере до мельчайших
деталей описывать реалии того времени неподражаем.

2010-12-12 в 11:12 

you can't stop the beat
Gabriel Vega да, и я его очень люблю)

2010-12-13 в 10:31 

Осаму Тэдзука - это Бог манги. Ему надо делать подношения в виде манг
Спасибо, интересные гравюры. История такая трагичная и одновременно безразличная к глупой женщине. К сожалению таких и сейчас немало кругом...

2010-12-13 в 10:47 

you can't stop the beat
carnelli да, Хогарт очень актуален)
Может, напишу еще о любимой серии - "Карьере мота". Вот там-то все особенно современно)

2010-12-13 в 13:40 

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
Может, напишу еще о любимой серии - "Карьере мота"
Напишите, пожалуйста. Это было бы здорово. :)

2011-09-23 в 17:19 

~Ведьма~
Ветер в голове попутным не бывает.
Привет всем любителям изобразительного искусства во всех его видах и проявлениях! Приглашаю в блог www.liveinternet.ru/users/muse_of_art/ В этом дневнике пишется история жизни одной Музы и история их с Художником любви.
Надеюсь, вам будет интересно)

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Laterna Magica

главная