Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
16:46 

Корсеты и лифы

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
Отрывок из книги Розмари Хоторн "Неглиже", глава "В самом начале".

Примерно к 900 г. н. э. одежда европейских женщин стала походить на саван — туники и плащи с сильным "религиозным" оттенком. Даже в XII в. и мужчины и женщины все еще носили свободную, ниспадающую одежду одинаково неопределенной формы, правда, на талии обычно был повязан свободный пояс. Однако к концу следующего столетия начались перемены: женской одежде была в крое и в отделке придана более женственная форма, которая к XIV в. приобрела яркость и выразительность.



Под элегантным узким корсажем носили льняную рубаху, предшественницу викторианской сорочки, и новый, жесткий льняной нательный предмет одежды, который назывался cotte, что в грубом переводе означает "прилегающая к ребрам одежда". К XV в. У cotte появилось другое название — лиф, а если говорить точнее, то это была пара лифов, две части, застегивающиеся спереди и сзади.



В Испании для придания жесткости модели, впоследствии известной как испанский лиф, использовали проволоку и сталь. Испания была лидером в мире моды того времени, и именно там была выдумана эта железная дева, которую непобедимые английские авантюристы с такой же алчностью присвоили и увезли к себе за море, как и другие испанские сокровища. Лиф в XVI в. Стали укреплять деревянными пластинками и китовым усом; его можно было носить как нижнее белье или — если он был выполнен из роскошных и дорогостоящих тканей — как верхнюю одежду.





В обоих случаях эта одежда была весьма обременительной и сковывала движения. Знатные женщины эпохи Тюдоров и даже елизаветинской эпохи во всей полноте познали эту пытку — быть в буквальном смысле упакованными в дерево и китовый ус от подмышек до бедер. Лиф модного платья представлял собой конусообразный футляр, передняя часть которого заканчивалась мысом — таким низким, что его обладательница с трудом — с трудом! — могла сесть. Сутулиться было не только непозволительно, но и физически невозможно.



Лиф часто изготовляли из кожи и вставляли пластинки из китового уса (звучит примерно так же соблазнительно, как брезентовые трусики!). Он, конечно, был жарким и очень вонючим. Писатель того времени, наблюдая эту добровольную пытку, отмечал: "...после изысканного гишпанского лифа адские муки покажутся нашим женщинам избавлением".



Будет исключительно верно и справедливо написать здесь о тяжелой доле кита. На протяжении веков китовый ус использовался для придания жесткости женской — и муж-ской — одежде. Сырьем для него служат роговые пластины кита, у которого может насчитываться до трех сотен таких пластин с каждой стороны челюсти. Эти пластины имеют примерно десять футов в длину и один фут в ширину, и каждая по форме напоминает треугольник. С одной стороны такая пластина гладкая и твердая, с другой — покрыта тонкой бахромой, похожей на волоски.



Обработка китового уса была огромной отраслью промышленности; эластичный, легкий китовый ус заменил железо и сталь в корсете XVI в. И продолжал пользоваться спросом в хх в. — по тому же назначению. Пластину китового уса можно расщепить по всей длине, сделав полоску любой ширины, и при этом материал не утратит своих свойств, столь необходимых для успешного изготовления хорошего корсета. К счастью для китов, в конце XIX в. была изобретена волокнистая сталь, нержавеющая сталь, а со временем и гибкие пластиковые косточки, и киты перестали быть мучениками человеческого тщеславия.



Первая четверть XVII в. Была на исходе, когда новая мода переправилась через ла-манш в англию вместе с Генриеттой Марией, молодой женой Карла I. Неудобный удлиненный елизаветинский лиф был модифицирован; вырезы платьев стали глубже, а громоздкие юбки сделались более мягкими, легкими и в целом более изящными. Теперь одежда была значительно менее душной, женские формы округлились, грудь не так стягивалась, а лиф сменил свое название на грацию — название, которое используется по сей день среди пожилых людей. Моей подруге за девяносто, она рассказывает, что слово "грация" считалось правильным и приличным во времена ее юности, а слово "корсет" использовалось исключительно в сфере торговли.



Раньше всю одежду для аристократии, как для мужчин, так и для женщин, включая корсеты, кроили и шили портные-мужчины, но в 1675 г. - французские портные потеряли эту монополию и были вынуждены признать женщин как коллег, когда те стали образовывать гильдии портних. С тех пор знатные дамы для изготовления верхней одежды и нижнего белья могли пользоваться услугами представительниц своего пола, за единственным исключением — из-некоторые портные-мужчины — довольно разумно, надо признать, — стали называть себя tailleur du corps baleine (портной, изготовляющий лифы из китового уса), поскольку они утверждали, что женщины не обладают не-обходимыми навыками и силой для того, чтобы кроить и изготовлять эти тяжелые корсеты. По тем же причинам они монополизировали и изготовление мундиров, плащей и костюмов для верховой езды, наладив таким образом специализированную торговлю и став поставщиками двора и аристократии. Получается, что они были предшественниками современных портных, изготовляющих мужскую одежду на заказ.



Эта мужская прерогатива изготавливать корсеты распространилась по всей Европе: в каждом городе появился свой корсетный мастер. Они были очень важными персонами в своей профессии и к XVIII в. Стали мишенью для карикатуристов, которые безжалостно отображали суть работы корсетного мастера в духе "ничего-себе-работка-если-понимаете-о-чем-я".  Однако французская революция положила конец их монополии. Связь с королевским двором погубила их, а когда появились более легкие материалы и были разработаны улучшенные технологии, женщины-кутюрье приняли эстафету в изготовлении корсетов, так же как и в пошиве платьев. К тому времени, когда в 1850-6 гг. появилась швейная машинка, всплеск корсетного бизнеса был так мощен, что сотни женщин получили работу в этой отрасли.





И все же ни одному последующему столетию не удалось превзойти XVIII в. Изобилием и разнообразием в одежде. Это было богатое столетие, когда каждый желал щегольнуть остроумием, благоразумием и изобретательностью, — возможно, самый элегантно одетый век в истории. Красота и очарование женской одежды достигли высшей точки, и корсеты были великолепны. Они укоротились, их можно было шнуровать спереди, сзади или обоими способами. Талия была туго затянута, а груди приподняты и выпирали, подобно двум пышкам. Общий вид получался очаровательный и чрезвычайно женственный: широкие юбки, собранные в складки, выгодно оттенялись тугими лифами.



До появления лифчика было еще далеко, но когда XVIII в. подходил к концу, уже забрезжили идеи, которым суждено было сделать подобный предмет туалета реальностью на западе. Правда, потребовалась еще сотня лет, чтобы идеи обрели материальную форму.


@темы: Рококо, Ренессанс, Мода, Любопытные факты, Барокко

Комментарии
2010-09-05 в 17:21 

Teacher: are there any classes you are struggling with? Me: the bourgeois. Teacher: what ? Karl Marx: nice
Люблю читать про одежду, спасибо! И иллюстрации к рассказу красивые!

2010-09-05 в 17:28 

Нари
ой, как интересно, спасибо!

2010-09-05 в 17:47 

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
Shirley Woodruff, Нари, всегда пожалуйста. :)

2010-09-05 в 20:29 

MirrinMinttu
Do or die
Красиво, потащила к себе - пусть будет.

2010-09-05 в 21:05 

incantato
Если бы жизнь не была парадоксом, жить было бы невозможно
Самая верхняя девушка похожа на Елену Кореневу. Видимо, уже тогда, так давно, были такие типы:))

2010-09-05 в 21:09 

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
MirrinMinttu, аха. :)

incantato, скорее, Коренева похожа на большинство тогдашних типажей. :)

2010-09-05 в 21:25 

Сонька Кривая Ручка
Спасибо. Залюбовалась иллюстрациями. ))

2010-09-05 в 21:42 

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
Zinder, приятно слышать. :)

2010-09-05 в 23:55 

Tiffany Aching
Leprechaun in training
Очень интересно, спасибо!

2010-09-06 в 20:30 

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
Tiffany Aching, пожалуйста. :)

2010-09-08 в 00:26 

incantato
Если бы жизнь не была парадоксом, жить было бы невозможно
Gabriel Vega, Ну да, ну да, разумеется. Выходит, она такая средневековая девушка:))

2010-09-17 в 18:59 

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
incantato, отнюдь. Но есть что-то близкое к образам
женщин с портретов авторства ван Эйка к примеру. :)

2010-09-25 в 20:37 

This ain't no place for no hero ©
Мне почему-то вспомнилось произведение "Мать уродов".. Но не будем о грустном)

2010-09-25 в 21:34 

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
Lunalita le Roi, как ни странно, мне оно тоже вспоминалось. :)

2010-09-30 в 20:03 

missgreed
Учитывая все происходящее, в чем-то я несомненно должна быть гениальна.
большое спасибо!

2010-09-30 в 22:39 

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
missgreed, пожалуйста. :)

2011-09-23 в 17:19 

~Ведьма~
Ветер в голове попутным не бывает.
Привет всем любителям изобразительного искусства во всех его видах и проявлениях! Приглашаю в блог www.liveinternet.ru/users/muse_of_art/ В этом дневнике пишется история жизни одной Музы и история их с Художником любви.
Надеюсь, вам будет интересно)

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Laterna Magica

главная