Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи пользователя: (список заголовков)
16:13 

Демон табака. Немного о курении в Европе.

737373 [DELETED user]



Первое упоминание о табаке в Европе связано с экспедицией Христофора Колумба 1492—1493 гг., которую он совершил на судах «Санта-Мария», «Пинта», «Нинья». 28 октября 1492 г., когда испанская флотилия оказалась у берегов Кубы, с «Пинты» на берег сошли два моряка — Луис де Торрес и Родриго де Херес. Колумб записал в своем бортовом журнале: «Наши посланцы встретили на земле индейцев, многие из которых, как мужчины, так и женщины, держали в руке маленькую зажжённую скрутку из травы специального сорта и вдыхали её аромат, согласно местному обычаю». И дальше он приводит название этой травы на языке араваков — tabaco.




В последующие десятилетия многочисленные мореплаватели свидетельствовали о существовании подобных обычаев у народов тропической Америки и даже Северной Америки.
читать дальше

@темы: Рококо, Ренессанс, Мореплавание, Мода, Медицина, Любопытные факты, Быт, Барокко

15:22 

Похвала селедке

737373 [DELETED user]


Йозеф де Брай, голландский живописец, натюрморт со стихами "Похвала селедке". XVII век.

Bray, Josef de (? - 1664)

Дрезден, 1656

На свитке в центре картины приведено стихотворение Якоба Вестербана "Похвала селедке" :

Весьма жизнерадостный подход к великолепной закуске, прямо-таки с раблезианской прямотой:

скрыто - перевод стихов (подстрочник)
читать дальше

@темы: Барокко, Живопись, Искусство, Любопытные факты, Символы

10:30 

Женские дуэли

737373 [DELETED user]
В сказочной повести Клайва Льюиса "Лев, колдунья и платяной шкаф" во время битвы одна из героинь просит льва Аслана позволить ей принять участие в сражении. Мудрый лев отказывает ей:Страшны те битвы, в которых принимают участие женщины".

Сказочный персонаж был прав.

В 1552 году в Неаполе произошло неординарное событие - две дамы, Изабелла де Карази и Диамбра де Петинелла дрались на дуэли в присутствии маркиза де Васта. Дуэль состоялась из-за молодого человека по имени Фабио де Зересола. Этот поединок так потряс неаполитанцев, что молва о нем не утихала долгое время. Эта романтическая история о поединке двух молодых дам, влюбленных в одного мужчину, вдохновила испанского художника Хосе Риверу в бытность его в Италии в 1636 году на создание шедевра - полотна "Женская дуэль", которое является одним из самых волнующих картин в галерее Прадо.
Судя по зрителям и оружию это мероприятие было весьма серьезным.


читать дальше

@темы: Барокко, Быт, Любопытные факты, Нравы, Ренессанс, Рококо

15:23 

Инквизиционный протокол

737373 [DELETED user]
Веронезе. "Пир в доме Левия" - деталь. Картина в полном размере здесь:

84,71 КБ

www.wga.hu/art/v/veronese/06/8levi.jpg


деталь с шутом:

www.wga.hu/art/v/veronese/06/8levi4.jpg


шут мавр и богатый выпивоха:

www.wga.hu/art/v/veronese/06/8levi8.jpg


стража бражничает:

www.wga.hu/art/v/veronese/06/8levi6.jpg

Выдержки из протокола допроса художника Паоло Веронезе, разбирательство происходило по поводу того, что помянутый Паоло, изобразил в картине "Пир в доме Левия", недопустимые с точки зрения Священного Трибунала персонажи. Разбирательство поразительно напоминает все цензорские собрания на свете, примерно таким же образом не так давно разносили в пух и прах на "товарищеских судах" и в каких-нибудь репертуарных отделах (понятия, не имею, как именовалась вся эта цензорская тягомотина) художников, писателей и музыкантов, которые к примеру имели дерзость ввести в свои произведения религиозные мотивы - вспомнить хотя бы длинное разбирательство по поводу оперы "Юнона и Авось".
Впрочем этот документ образчик того, что от Святого Судилища можно было, простите за выражение, отбрехаться, что Веронезе и сделал. Да и цензоры не особенно лютовали - вместо эшафота и вязанки дров предложили нашалившему живописцу надлежащее распекание и работу над ошибками. Хотя, судя по многофигурной композиции, где явно видны и шуты и пьяницы и собаки, и прочий пестрый сор, Паоло схитрил и не слишком старался замазать оплошности, а Трибунал устал и не слишком старался Паоло за его художества прищучить. Своих дел хватает, в тюрьмах конкурс по десять человек на место, корми еще маньериста за деньги налогоплательщиков. Галочку поставили, дельце закрыли, и пошли всем Трибуналом, на Большой Канал модную камедь смотреть. С переодеваниями. И кордебалетом. Там шуты пляшут, с попугаями на кулаках...

Скрыто - выдержки из протокола допроса:

читать дальше

@темы: Вера и суеверия, Живопись, Искусство, Нравы, Психология, Ренессанс, Символы

06:15 

Битва Поста и Масленицы. 4

4. САД ЗАКЛЮЧЕННЫЙ



Hortus conclusus.
"...Они принялись утверждать, что если бы можно было бы устроить рай на земле, они
не знают, какой бы иной образ ему дать, кроме этого цветущего весеннего сада».
Джованни Бокаччо "Декамерон"


Острова Блаженных, шутейное государство Кокань, страна добродушных ленивцев и сказочных обжор-сытая и грубая Шлаураффич немецких народных баллад.
Сад Заключенный, где вечно юные Праведники соединены с Господом.
Сад Любви, в котором таится мистическая Роза.
Рая на земле не было, новые проповедники, альбигойцы, патарены-тряпичники, вальденсы, ариане, катары, богумилы, дольчиниты, пытались строить его безуспешно, умирали и убивали за призрачные стены так и не обретенного земного рая.
читать дальше

@темы: Творчество, Символы

02:08 

Битва Поста и Масленицы. 3.

3.Дети Планеты Луна.




"...Тут Дьявол натянул вожжи и кротко ответил:
- Сеньор, мы актеры из бродячей труппы Ангуло Дурного. Этот юноша изображает Смерть, тот - Ангела, эта женщина, жена хозяина,- Королеву. А я - Дьявола, одно из главных действующих лиц, я в нашей труппе на первых ролях".
Сервантес."Дон Кихот"
читать дальше

@темы: Творчество, Символы

00:07 

Битва Поста и Масленицы. 2.

2.Человек Празднующий. (Homo Feriatus)



"...Сюда, все дурни, - толстые, худые,
Седоволосые и молодые,
Премудрые и вовсе без мозгов,
Сюда, печальные и удалые,
Распутные и всякие иные,
Из замков, деревень и городов,
Я объявляю вам без лишних слов:
На масленой неделе в воскресенье
Ваш принц дает на рынке представленье""

Пьер Гренгуар "Клич Принца Дураков", XV век.



В начале XI века философом Ноткером Губастым, последователем Аристотеля и Боэция, дано определение человека: "существо разумное, смертное, способное смеяться". Почему разумное существо смеется, если оно смертно? Почему одни и те же мышцы лица приспособлены для смеха и рыдания?читать дальше

@темы: Символы, Творчество

23:18 

автор эссе - Феликс Максимов.

Все нижеследующее ни в коем случае не претендует на историческую правду, это не более чем зарисовка, ошибочная попытка ощутить esprit времени, которое некогда волновало меня. Нравилось. Привлекало и отталкивало одновременно. Реанимирую старый текст.




1.ВРЕМЕНА ТЕРПЕНИЯ И БОЛИ
Temps de douleur et de patiance


"Conosco i segni dell` antica fiamma."
"Вижу знаки древнего пламени".
Данте Алигьери, "Божественная Комедия"

Лет семнадцать тому назад меня повели в собор Святого Петра, что в Риге. Насколько могу помнить, тогда собор еще принадлежал "светским властям", то есть не использовался по прямому назначению. Как великолепный парусный корабль, обращенный в приморский кабак. Тем не менее все величие внутреннего убранства было сохранено. Внутренность собора потрясала пустотой и грозной узостью витражных стрел.
Колонны и косые полотнища солнца перемежались, у стен молчали надгробные плиты, похожие на печатные пряники.

Подойдя к одной из них, я едва не вскрикнул от испуга: незаметно для себя я сошел с каменного пола, и под ногами зевнул застекленный провал.
Одну из плит подняли, застеклили и выставили на потеху туристам содержимое каменного гроба в крипте.

Глубоко в кирпичном окладе могилы лежали, обнявшись, два человека.
Мужчина и женщина. Накидка и расплетенные рыжие волосы женщины сохранились, уцелела перчатка мужчины, его короткая челка и ножны на поясе. В прядях и пустых глазницах черепов шарило солнце.

Рука мужчины выпала из плеча - некогда он обнимал женщину - теперь объятие было наконец прервано. Посетители подходили, с опаской становились на стекло, смеялись, ахали. Фотографировать, кажется, было запрещено.

читать дальше

@темы: Символы, Творчество

20:27 

Перола Барока (фантазия на темы Тридцатилетней войны) финал



Vox molae! Голос мельницы. Он давно звучит в Европе.
Сначала запела волшебная мельница Гротти в “Старшей Эдде”, её жернова вращали великанши Фенья и Менья. Из жёлоба Гротти сыпалось золото и мир, и только людская жадность заставила её молоть огонь и соль.
читать дальше

@темы: Творчество

20:15 

Перола барока (фантазия на темы Тридцатилетней войны) часть 4

Мистерия зимнего виноградника.



В 1626 году, в Страсбурге, в небольшой типографии, где в основном печатались календари и “летучие листки” - прообраз современных газет или листовок, была издана “Исповедь” некоего Георга фон Шварцвольфа, бывшего придворного колдуна нескольких княжеских дворов Германии и Чехии.
До сих пор “Исповедь” считалась, позднейшей, XIX века, мистификацией, подобно книгам “Песни Оссиана” и “Либушино Озеро”, но новейшие исследования показали обратное.

Бумаги о выдаче княжеского пенсиона некоему Юрго Шварцвольфу, придворному магу, были обнаружены в архивах ратуши города Глогау.
В Праге Йиржи Шварцвольф (чешское произношение имени Георг), такая же легенда, как и Голем, согласно преданию, этот человек бессмертен и, подобно Артуру, ждёт часа бедствий, чтобы вернуться под солнце.
Согласно исповеди Йиржи или по иным источникам - Юрго, родился в глухой деревне на реке Одер, будучи седьмым сыном седьмого сына, он имел врождённые колдовские способности, за что и был изгнан односельчанами.
Подростком его подобрал на дороге некий господин. В уединённой усадьбе близ Праги Йиржи жил в 1617 году, других слуг у господина не было, у работника была одна обязанность - ухаживать за виноградником.
Но поздней осенью на лозах появились молодые листья, виноградник зацвёл в снегу и грозди налились в апреле.
читать дальше

@темы: Творчество, Символы

20:10 

Перола Барока (фантазия на темы Тридцатилетней войны) часть 3

Трагедия Масок.



Барокко - дорога, на которой каждый меняет кожу. Большинство книг той эпохи посвящено приключениям в пути. Даже во сне Перола Барока продолжает странствие, но уже по неведомым землям, где зыбко все - страдание и радость, прикосновения и голоса, и голубые сферы, сопрягаясь, воистину, рождают чудеса.
В дороге путник непременно теряется в пестроте лиц, гомоне многих голосов. Эта глава о тех персонажах, образах-масках и реальных людях, которых можно было встретить на Дороге Барокко.
читать дальше

@темы: Символы, Творчество

20:02 

Перола Барока (фантазия на темы Тридцатилетней войны) часть 2

Первая Мировая Война



Я не стану говорить об исторических предпосылках и датах. Минимум информации о Тридцатилетней Войне можно отыскать в учебниках или энциклопедиях.
Эта война в истории человечества имеет право называться первой мировой войной - все крупные европейские государства, не исключая России, так или иначе были втянуты в неё.
читать дальше

@темы: Символы, Творчество

19:49 

Перола Барока (фантазия на темы Тридцатилетней войны) часть 1.

автор эссе - Феликс Максимов users.livejournal.com/felix___

1. Души и Ангелы.

Души готической рассудочная пропасть»...
Человек Готики - стрела соборного шпиля, удлинённая миндалина нимба Богородицы, кузнечные острия готических шрифтов, языки пламенеющей готики.
«У Бога один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день».

Душа Готики знает вечность, она запаяна в ней, как мошка в янтаре.
Всё ясно и определённо: под ногами варево ада, над головами серебро серафимов, посередине мира - золотой град Иерусалим.
Незыблемы регистры сословий, церковная иерархия, цеховые уставы. Кто вне прописей - бесправный бродяга, заживо мертвец, корм для виселицы и плахи.
Ещё один признак - анонимность, большинство художников этого периода безымянны, одного помнят ныне под именем «Мастер Игральных Карт», другого – «Мастер Плясок Смерти».
читать дальше

@темы: Символы, Творчество

21:10 

Похищение Локона.

737373 [DELETED user]
Совершенно прелестная маленькая поэма Александра Поупа, от каждой строчки - запах лавандовой пудры, не поэма - девичья игрушка, кстати, проиллюстрированная Обри Бердслеем.



Краткая биография Александра Поупа (1688-1744):




Поуп Александр, английский поэт, прославившийся в первую очередь как переводчик Гомера, родился в 1688 г., в Лондоне в состоятельной семье. Получил хорошее домашнее образование. Рано начал писать стихи. Первым его произведением была статья-памфлет «Опыт о критике» (1711), ставшая манифестом английского классицизма эпохи Просвещения. Через два года написал поэму «Виндзорский лес», а в 1712—1714 гг. — два варианта героико-комической поэмы «Похищение локона», в которой с глубоким юмором показал быт и нравы современного ему светского общества. С 1715 по 1726 г. Поуп перевел на английский язык поэмы «Илиада» и «Одиссея», в ряде мест отступая от манеры изложения подлинника и опуская «грубости», допущенные Гомером. То же самое проделал Поуп и с сочинениями Шекспира, «очистив от вульгаризмов» текст многих его пьес.
Манера письма и принципы классицизма, на которых стоял Поуп, вызвали множество нападок литературных противников. Отвечая им, он выпустил две сатирические поэмы: «Дунсиада» (1728) и «Новая дунсиада» (1742), бичуя невежество и глупость своих оппонентов.
Кроме того, Поуп создал две философские поэмы: «Опыт о человеке» (1732-1734) и «Опыты о морали» (1731-1735). Умер в Туикмене в 1744 г.

читать дальше

@темы: Искусство, Литература, Маньеризм, Рококо

17:47 

Агирре - Гнев Божий

737373 [DELETED user]
Лопе де Агирре



родился предположительно в 1510- скончался предположительно же в 1561

Эпоха конкисты рождала своих чудовищ и героев в одном лице, сейчас модно и принято осуждать "ужасных испанцев", которые обижали "положительных и экологически чистых" индейцев, но в те времена что называется "хороши" были все - и ацтеки с их вырыванием сердец на пирамидах-теокалли и кровавейшими жертвоприношениями и негуманоидный "коммунизм" государства Великого Инки.

Лопе де Агирре, уроженец Барселоны, почти карлик, с неистовым и неуживчивым нравом был настоящим безумцем во всех смыслах этого слова - от самого высокого, до низшего. Уже при жизни его ненавидели и проклинали все, от истязаемых им индейцев, до белых колонистов, которым он причинил массу невзгод. Этот человек с ранних лет мечтал найти Золотой Город.

читать дальше

@темы: Видео, Биография, Мореплавание, Ренессанс, Страны

13:50 

Extractum ex infernis (Извлечено из Ада)

737373 [DELETED user]
213.04 КБ
французская миниатюра XVI века "Семь смертных грехов"


В начале XVII века во Франции был достаточно громкий процесс священника Урбена Грандье и его бесноватых монашек.
Дело было конечно сфабриковано, священника сожгли, монашек разослали по дальним обителям, но достаточно долго город Луден жил на деньги "туристов", которые приезжали с разных концов страны смотреть на "выступления" одержимых монахинь. Их выходки демонстрировались почти как как современные риалти-шоу. Чтобы подвести Урбена Грандье под "высшую меру", в инквизиционной канцелярии составили "подлинный" документ - ни много ни мало - договор Грандье с самим Люцифером (кстати, за подписью обеих сторон". Требования там выдвинуты "продающей душу" стороной, то есть священником - прямо-таки грандиозные. При том, что взамен предлагалась полнейшая чепуха. Полный текст под "морем", он довольно любопытный. Люцифера искренне жаль - пятьдесят лет служить чертиком из коробочки на побегушках, быть справочным бюро, золотым запасом, нянькой, телохранителем, доктором и шутом, а на вопрос "чего изволите-с?", слышать в приказном тоне: Всего. И желательно побольше. Фауст по сравнению с этим типом тихий бессребреник и душка. Не говоря уж о старухе из сказки о Золотой Рыбке. Немудрено, что чёрт почесал лысину и сказал тихонько: Знаешь, патер.. А иди-ка ты со своей душой... Подальше.
Договор был подписан, но условия так и не были соблюдены. Бедняга Урбен конечно к этой филькиной грамоте отношения не имел, но какая же фантазия была у того безвестного "секретаря-монашка третьего, в пятом ряду", который составил эту блистательную брехню.
P.S. Особенно хорош пункт №18

читать дальше

@темы: Барокко, Вера и суеверия, Любопытные факты, Религия

11:24 

Возвращение Мартина Герра

737373 [DELETED user]


Мартин Герр дает показания в суде.

В 1538 году в одном из селений Лангедока - Артига - был заключен брачный контракт между Мартеном Герром и Бертрандой де Ролс ( мужу едва испольнилось 14 лет, а жене - 12). Ничего не произошло в брачной постели ни той ночью, ни в течение последующих восьми лет. Мартен Герр оказался импотентом. Судачили, что молодых коснулись "злые чары". Наконец, одна старуха научила их как избавиться от чар и Бертранда забеременела. Родился сын, которого назвали Санкси в честь баскского деда. Однажды 1548 году, когда новорожденному было всего несколько месяцев, а Мартену 24 года, он украл небольшое количество зерна у своего отца. Баскский обычай не прощал кражу, особенно внутри семьи. В страхе перед строгостью отца Мартен Герр бросил все и исчез из дома.

10 августа 1557 года, когда армия Филиппа II разгромила французские войска, Мартен Герр, участник этой битвы, был ранен в ногу выстрелом их французской аркебузы. Ногу пришлось ампутировать.
читать дальше

@темы: Война, Любопытные факты, Нравы, Ренессанс

18:18 

Картины о ремесле живописца.

737373 [DELETED user]
Вдогонку к замечательной статье:
www.diary.ru/~Serenissime/p44370724.htm#


Несколько картин XVII века, о ремесле живописца и всем, что с ним связано:



натюрморт "обманка" XVII века, с атрибутами живописца и гравера.

Скрытым текстом - остальные.

читать дальше

@темы: Барокко, Живопись, Искусство

02:29 

Три апельсина (Каприччо о старинном площадном театре)

737373 [DELETED user]




Великие, невиданные светом,
мы представлять комедии начнем,
Где, как, когда мы их нашли, – об этом
Не спрашивайте, да и что вам в том!
Ведь если дождь прольется знойным летом,
Его зовете новым вы дождем…»

Карло Гоцци

«На дворе стемнело,
Мой дружок Пьеро,
У меня есть дело,
Дай-ка мне перо.
Догорела свечка,
Огонек погас.
Надо мне словечко
Написать сейчас».

(Народная песенка)

Скрытым текстом - текст эссе. Автор - Феликс Максимов.

читать дальше

@темы: Искусство, Рококо, Театр

16:19 

Не открывай это, иначе ты рассердишься на меня.

737373 [DELETED user]
Датировка очень приблизительная - середина пятнадцатого - середина шестнадцатого века. Упоминаются имена Массейса и Босха, но всё это очень и очень вилами по воде. Так или иначе, картина представляет собой триптих, или точнее последовательность трёх картин. Подписи по- фламандски:



Внешняя сторона левой панели. Надпись -
Laet dit best gheslote hag? oft ghy sult sien my ....
"Не открывай это, иначе ты рассердишься на меня"
Открывая триптих, зритель видит следующее:

(предупреждаю, надпись не обманывает)

читать дальше

@темы: Живопись, Любопытные факты, Эрос

Laterna Magica

главная