• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: вера и суеверия (список заголовков)
04:04 

Истории дьявола (продолжение)

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
© Робер Мюшембле, "Очерки по истории дьявола", с. 248 - 280

Жан-Пьер Камю или Театр ужасов


За время, прошедшее от начала правления Генриха II до вступления на престол Людовика XIII, Франция проделала путь от маньеризма к патетике, от трагедии к барокко. Очередное поколение видело жизнь в гораздо более мрачном свете, нежели их предшественники, и по-своему объясняло окружавший его мир. В 1580-е годы Верите Абанк вполне допускал смешение жанров, Бенинь Пуасно защищал своего коллегу Бельфоре от обвинений в излишнем натурализме при изображении грехов. В обществе, еще не опутанном цепями приличных манер, на фоне взрыва страстей Эрос и Танатос пока еще прекрасно уживались друг с другом.

С поистине звериной жестокостью венецианка Флоранс, героиня одной из историй Абанка, мстила за своего возлюбленного, скрипача, убитого по приказу ее будущего мужа. В первую же брачную ночь она вырвала у супруга сердце и, “разорвав зубами” сей орган, где образ ее “был запечатлен столь живо” обратилась к покойному скрипачу: “Прими же, друг, эту жертву, я приношу ее тебе, ибо я убила того, кто лишил тебя возможности видеть меня, но берегись моей мести, кою я уже обрушила на голову несчастного, осмелившегося разлучить нас, и не вздумай быть столь неблагодарным, чтобы отречься от меня, ибо мне все равно, что обо мне станут думать, лишь бы мне доставить тебе приятное”. После такой языческой молитвы, вполне достойной ацтекских жрецов, приносивших человеческие жертвы и возлагавших на алтари окровавленные сердца, она, облачившись в платье умерщвленного мужа, добралась до Московии, где стала служанкой одного языческого отшельника, “и говорят, прислуживает ему до сих пор”. Разумеется, она наказана, так—как известно, что московиты обращаются с женскою прислугою крайне жестоко. Но по сравнению с совершенным ею преступлением наказана она легко; впрочем, Бог больше в ее жизнь не вмешивается. В заключение автор советует мужчинам остерегаться женского коварства, а женщин уговаривает беречь свою честь, дабы они избежали участи Флоранс.

читать дальше

@темы: Ренессанс, Религия, Психология, Вера и суеверия, Барокко

04:00 

Истории дьявола

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
© Робер Мюшембле, "Очерки по истории дьявола", с. 217-248

Книги о чертях в протестантской Германии


Мартин Лютер верил в дьявола. И много писал о нем в своих “Застольных беседах” (1531—1546), утверждая, что бес “прилепляется к человеку плотнее, чем одежда, прочнее, чем нательная рубаха, и сильнее, чем собственная кожа”. В вопросе о дьяволе отец Реформации придерживался классических воззрений своей эпохи. Для него Сатана был не столько воплощением принципа Зла, сколько конкретной составляющей повседневной жизни. Частый исполнитель роли “палача на службе Господа нашего”, посланец Господний, присланный для наказания грешников, дьявол казался Лютеру вездесущим, способным принимать любые формы. Бес мог вселиться в тело еретика, мятежника, ростовщика, ведьмы и даже старой проститутки, а мог и явиться в образе белого ангела или даже выдать себя за Господа. Он умел принимать облик животных: львов, драконов, змей, козлов, собак, пестрых гусениц, попугаев, длиннохвостых обезьян; но чаще всего он принимал облик мухи. Мух Лютер ненавидел особенно, он называл их “imago diaboli et haereticorum”, ибо они любили тереться задом о бумагу, пачкая страницы книг своими испражнениями, подобно тому как Злой Дух справлял свои потребности в чистых сердцах. Набор животных вполне классический, равно как и традиционное соотнесение экскрементов с дьяволом.

Лютер разделял многие народные верования, связанные с дьяволом; в частности, он считал, что любимым местопребыванием демонов являются Пруссия и Лапландия. Еще он свято верил в дьявольскую собаку, рыскавшую на землях Саксонии и вынюхивавшую слабых в вере. Тот, кто встречал эту собаку, обычно вскоре умирал. Лютер винил Сатану в распространении чумы и был уверен, что многие болезни происходят по вине приспешников дьявола, забирающихся в тело и творящих там свое черное дело; к таким дьявольским болезням он относил сумасшествие, сифилис, хромоту, слепоту, немоту, глухоту и паралич.

читать дальше

@темы: Ренессанс, Религия, Психология, Нравы, Вера и суеверия, Барокко

01:57 

Доктор Иоганн Фауст

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
Наряду с именами известных философов, ученых, богословов XVI века в меньшей степени в исторических хрониках, в большей - в искусстве и литературе, фигурирует имя некоего доктора Фауста. По истине легендарный человек. Жил этот маг или шарлатан (а может быть и то и другое вместе) приблизительно в 1480-1540 годах. Сохранился даже портрет знаменитого авантюриста, написанный неизвестным художником. На нем изображен щегольски одетый мужчина с рыжей бородой, взгляд его выражает особую сосредоточенность. Наверное, именно так и должен выглядеть знаменитый маг, некромант, заклинатель демонов.


Портрет доктора Фауста, неизвестный художник


читать дальше

@темы: Ренессанс, Нравы, Наука, Вера и суеверия, Биография

12:36 

Глупый Ганс

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
Записанная Иоганном Тритемием* (1462 — 1516) весьма печальная история Глупого Ганса из Никласгаузена, молодого саксонского крестьянина – свинопаса, который по чьему-то хитроумному наущению стал однажды проповедовать отмену податей и равенство в правах, ссылаясь при этом на видения, ниспосланные девой Марией. Показательный пример умелого использования суеверий. Неизвестно имя того, кто надоумил Ганса, коий, как утверждает хронист, был практически слабоумен и изъяснялся с трудом. После происшествия чуда Ганс начал вещать о ниспосланных ему свыше откровениях, множество народу приходило в Никласгаузен за тем, чтобы взглянуть на нового пророка, услышать его слова и, прикоснувшись к одеждам, преисполниться благодати Божьей. Я позволил себе проиллюстрировать эту историю фрагментами работ Питера Брейгеля Старшего, которые, как мне думается, лучше всего отражают суть происходившего в то время повсеместно.



читать дальше

@темы: Цитаты, Ренессанс, Нравы, Любопытные факты, Вера и суеверия

22:33 

Карнавал В Средневековье

Джонатан Кроу
"Дорога для жизни, жизнь для дороги"
Карнавал В Средневековье
Суровые условия жизни, тяжкий труд, сочетались с праздниками – народными, которые восходили к языческому прошлому, и церковными, отчасти опиравшимися на ту же языческую традицию, но преобразованную и приспособленную к требованиям церкви. Такими были шествия по улицам города (средневековая процессия) – в них мог идти каждый, и каждый мог его наблюдать, просматривать в деталях. Шествие захватывало яркой театральностью и силой религиозного мистицизма, развернутых в пространстве и во времени религиозных сцен и церковных атрибутов. Шествие протекало перед зрителями, разворачивая бесконечное разнообразие не только реального, но и идеального мира.
Веселье и праздник были неискоренимы. Рыцарские турниры, сколь косо не смотрело на них духовенство, оставались излюбленным развлечением. К концу средневековья в рамках городской и церковной культуры складывается карнавал – праздник, связанный с проводами зимы и встречей весны, на время карнавала переворачивается общественная система ценностей. Карнавальная культура – это осмеяние любых священных реликвий, мир в котором нет идеала и абсолюта, но тем самым это косвенное подтверждение абсолютных ценностей (Бог потерпит в себе совершенство). Вместо того, чтобы безуспешно осуждать или запрещать карнавал духовные лица предпочитали принимать в нем участие. На эти дни отменялись все запреты на веселье и высмеивались даже религиозные обряды. И все же карнавал укреплял роль основных ценностей. На время карнавала брали другое лицо, другие имена, другие костюмы, смешные одежды, выворачивают одежды наизнанку. Карнавал в средневековье занимал две трети года. При этом участники карнавального шутовства понимали, что такая вседозволенность допустима исключительно в дни карнавала, по окончании которого безудержное веселье и все сопутствующие ему бесчинства прекратятся и жизнь возвратится в свое привычное русло.

@темы: Культура, Быт, Вера и суеверия, Нравы

15:23 

Инквизиционный протокол

737373 [DELETED user]
Веронезе. "Пир в доме Левия" - деталь. Картина в полном размере здесь:

84,71 КБ

www.wga.hu/art/v/veronese/06/8levi.jpg


деталь с шутом:

www.wga.hu/art/v/veronese/06/8levi4.jpg


шут мавр и богатый выпивоха:

www.wga.hu/art/v/veronese/06/8levi8.jpg


стража бражничает:

www.wga.hu/art/v/veronese/06/8levi6.jpg

Выдержки из протокола допроса художника Паоло Веронезе, разбирательство происходило по поводу того, что помянутый Паоло, изобразил в картине "Пир в доме Левия", недопустимые с точки зрения Священного Трибунала персонажи. Разбирательство поразительно напоминает все цензорские собрания на свете, примерно таким же образом не так давно разносили в пух и прах на "товарищеских судах" и в каких-нибудь репертуарных отделах (понятия, не имею, как именовалась вся эта цензорская тягомотина) художников, писателей и музыкантов, которые к примеру имели дерзость ввести в свои произведения религиозные мотивы - вспомнить хотя бы длинное разбирательство по поводу оперы "Юнона и Авось".
Впрочем этот документ образчик того, что от Святого Судилища можно было, простите за выражение, отбрехаться, что Веронезе и сделал. Да и цензоры не особенно лютовали - вместо эшафота и вязанки дров предложили нашалившему живописцу надлежащее распекание и работу над ошибками. Хотя, судя по многофигурной композиции, где явно видны и шуты и пьяницы и собаки, и прочий пестрый сор, Паоло схитрил и не слишком старался замазать оплошности, а Трибунал устал и не слишком старался Паоло за его художества прищучить. Своих дел хватает, в тюрьмах конкурс по десять человек на место, корми еще маньериста за деньги налогоплательщиков. Галочку поставили, дельце закрыли, и пошли всем Трибуналом, на Большой Канал модную камедь смотреть. С переодеваниями. И кордебалетом. Там шуты пляшут, с попугаями на кулаках...

Скрыто - выдержки из протокола допроса:

читать дальше

@темы: Вера и суеверия, Живопись, Искусство, Нравы, Психология, Ренессанс, Символы

13:50 

Extractum ex infernis (Извлечено из Ада)

737373 [DELETED user]
213.04 КБ
французская миниатюра XVI века "Семь смертных грехов"


В начале XVII века во Франции был достаточно громкий процесс священника Урбена Грандье и его бесноватых монашек.
Дело было конечно сфабриковано, священника сожгли, монашек разослали по дальним обителям, но достаточно долго город Луден жил на деньги "туристов", которые приезжали с разных концов страны смотреть на "выступления" одержимых монахинь. Их выходки демонстрировались почти как как современные риалти-шоу. Чтобы подвести Урбена Грандье под "высшую меру", в инквизиционной канцелярии составили "подлинный" документ - ни много ни мало - договор Грандье с самим Люцифером (кстати, за подписью обеих сторон". Требования там выдвинуты "продающей душу" стороной, то есть священником - прямо-таки грандиозные. При том, что взамен предлагалась полнейшая чепуха. Полный текст под "морем", он довольно любопытный. Люцифера искренне жаль - пятьдесят лет служить чертиком из коробочки на побегушках, быть справочным бюро, золотым запасом, нянькой, телохранителем, доктором и шутом, а на вопрос "чего изволите-с?", слышать в приказном тоне: Всего. И желательно побольше. Фауст по сравнению с этим типом тихий бессребреник и душка. Не говоря уж о старухе из сказки о Золотой Рыбке. Немудрено, что чёрт почесал лысину и сказал тихонько: Знаешь, патер.. А иди-ка ты со своей душой... Подальше.
Договор был подписан, но условия так и не были соблюдены. Бедняга Урбен конечно к этой филькиной грамоте отношения не имел, но какая же фантазия была у того безвестного "секретаря-монашка третьего, в пятом ряду", который составил эту блистательную брехню.
P.S. Особенно хорош пункт №18

читать дальше

@темы: Барокко, Вера и суеверия, Любопытные факты, Религия

Laterna Magica

главная