• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: рококо (список заголовков)
14:22 

Власть женщин

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
Глава из книги Сергея Михайловича Даниэля «Рококо от Ватто до Фрагонара».

«Женщины царствовали», — сказал Пушкин о том времени, когда заря рококо еще только занималась. Разумеется, это принципиально важно для культуры и искусства, причем во многих отношениях. Если справедливо видеть в Буше, так сказать, мужскую персонификацию рококо, то женской, безусловно, надо признать знаменитую маркизу де Помпадур. Как известно, наряду с выражением «стиль Людовика XV» широко используется другое - «стиль Помпадур».

читать дальше

@темы: Рококо, Опера, Музыка, Искусство, Живопись, Возлюбленные и фавориты, Биография

14:39 

"Карьера мота" У. Хогарта

EvaDrasen
you can't stop the beat
Серия картин, созданных в 1732-33 годах, под названием "Карьера мота", состоит из восьми сцен. Они изображают жизнь Тома Рэйкуэлла - богатого наследника, который постепенно идет к полному падению. В начале серии он простой юноша. Герой не желает следовать примеру унылой отцовской добродетели и переезжает в Лондон. Там, вкушая прелестей столичной жизни, он гонится за изысками, старается стать светским молодым человеком, но все больше отдается низменным страстям, проматывая деньги отца в борделях и тавернах, и заканчивает свою жизнь в Бедламе, лондонском приюте для умалишенных.


Сцена первая

Том Рэйквелл, сын недавно умершего финансиста, прибыл домой после получения наследства. Сцена полна деталей, подчеркивающих богатство, которое копили в этом неопрятном мрачном доме. Стюард, усаженный за стол, украдкой крадет немного денег. Том, заказавший новый костюм, пытается откупиться от беременной возлюбленной, Сары Янг, которая плачет около двери, сжимая в руках обручальное кольцо. Мать Сары сердито отклонят горстку золотых монет, которые предлагает Том.



@темы: Рококо, Искусство, Живопись

15:04 

Серия "Модный брак" У. Хогарта

EvaDrasen
you can't stop the beat
Цикл картин Уильяма Хогарта «Модный брак» (Marriage a la Mode, 1745) рассказывает о несчастном браке дочери богатого олдермена и сына разорившегося аристократа. Большое значение в этом цикле имеют декорации: Хогарт подробно изображает интерьер, принятый в Англии 18 века, одновременно подчеркивая социальное и морализаторское значение своего произведения, ведь большинство деталей быта несут как бытовой, так и аллегорический смысл. Предмет сатиры «Модного брака» не только мораль и брак, но и вкусы эпохи. В «Модном браке» явно влияние итальянских и голландских мастеров, французской портретной живописи и интерьеров.
Свою сатиру Хогарт передает через приемы композиции и палитру, характерные для французского рококо. Фигуры обрученной пары в первой сцене пародируют модные позы с картин Франсуа де Тура и других французских художников. А накрытый стол в финальной сцене – реминисценция натюрмортов Жана-Батиста Шардена.

Сцена первая. Договор

Сцена изображает заключительную часть переговоров между графом Сквэндером (Расточительным) и олдерменом о браке их детей. Олдермен, богатый торговец, желает более высокого социального положения для его семьи и таким образом покупает путь в аристократию, а граф Сквэндер нуждается в деньгах, чтобы продолжать вести расточительный образ жизни.
Тем временем их дети выражают полное безразличие друг к другу. Сын, виконт Сквэндерфилд, одет по последней парижской моде после недавнего возвращения с континента. Рана у него на шее говорит о том, что он болен сифилисом. Дочь олдермена безутешна, но её успокаивает адвокат Силвертанг. Две собаки, связанные цепью, аллегорически изображают будущее этого модного брака без любви.


@темы: Живопись, Искусство, Мода, Нравы, Рококо

03:09 

Личность под покровами

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
Продолжая тему о самоосознании и самоопределении человека XVI-XVIII веков, ранее поднятую в статье И. С. Кона "Познание себя и автокоммуникация". Отрывок из книги Робера Мюшембле, "Оргазм, или Любовные утехи на Западе. История наслаждения с XVI века до наших дней", с. 75 - 86.

Как осознать свое "я" и выразить его


В античности человек осознавал себя как личность, то есть непохожим на всех прочих. Христианская культура недолюбливала такое самосознание. Блаженный Августин считал, что заботиться о развитии собственной личности означает «создавать руины». В средние века самоуглубление могло быть связано лишь с тем, чтобы полнее познать собственную греховность и покаяться. Если же человек шел дальше по опасному пути самопознания, его подстерегала Гордыня. Очевидно, что в реальной жизни оттенков было больше и существовали люди, шедшие против течения, однако в культурном пейзаже в целом к «самокопанию» относились пессимистически. Даже гуманистам-оптимистам XVI века не удалось открыть новых перспектив в этой сфере. Эразм попытался создать новые отношения между человеком, свободным в своем волеизъявлении, и добрым Господом Богом, к которому можно обращаться напрямую, без посредников и бессмысленных ритуалов. Он получил строгий выговор от бывшего монаха Лютера, считавшего, что человек Должен склоняться перед Божьей волей. «Ты не благочестив», — говорил Лютер.

читать дальше

@темы: Рококо, Ренессанс, Психология, Нравы, Барокко

22:03 

you can't stop the beat
«Карьера проститутки»— серия из 6 картин (1731, утрачены) и гравюр (1732) английского живописца Уильяма Хогарта. Серия рассказывает историю молодой девушки Молл Хэкэбаут, прибывшей в Лондон из провинции и ставшей проституткой. Серия была начата с третьей картины: рисуя проститутку в ее каморке на Друри-лейн, Хогарту пришла идея изображения сцен из ее прошлого и будущего. Главная героиня названа в честь персонажа романа Даниэля Дефо «Моль Флендерс» и печально известной проститутки Кейт Хэкбаут, которая была сестрой разбойника Фрэнсиса Хэкбаута, повешенного 17 апреля 1730 года. Сама Кейт была обвинена в содержании борделя, и в августе, в тот же самый год, была арестованной Вестминстерским судьей сэром Джоном Гонсоном.
Серию «История проститутки» вызвало к жизни гонение, обрушившееся на проституцию со стороны Ковент Гардена, особенно судьи Гонсона. Проститутки, работавшие в борделях и на улицах, характеризовались как ловкие соблазнительницы, ответственные за моральное разложение и распространение болезней. В 30-х годах акцент в подобном восприятии сместился: проститутку стали представлять в прессе как невинную девушку из деревни, которая прибывает в город и попадает в бордель, благодаря хитрости сутенеров. Хогарт отразил эти представления в своем цикле, который во многом живописал реальные характеры.

Сцена первая

Молл Хэкбаут приехала в гостиницу «Bell Inn» в Чипсайде из села, чтобы найти работу швеи или прислуги. Молл встречает Элизабет «Матушку» Нидхэм, печально известную сутенершу, умершую в 1730 году, забитая лондонской толпой у позорного столба. На заднем плане полковник Фрэнсис Чартерис, в марте 1730 года осужденный за насилие служанки. Сама Молл стоит, невинная и скромно одетая, перед Нидхэм, владелицей борделя, которая оценивающе рассматривает её юность и красоту. Возможно, Нидхэм действует по наущению полковника Чартериса. Картина наполнена играми слов и двойными значениями. Ножницы и игольник, висящий на руке Молл, говорят, что она — швея; мертвый гусь — доверчивость Молл. Слева лошадь священника опрокинула горшки, предвещая неизбежное падение Молл. Намек содержится в и гусе, к которому прикреплена записка: «Любимой кузине на Тэмс-стрит в Лондоне»; этот «кузен», возможно, был вербовщиком.


читать дальше

@темы: Рококо, Нравы, Культура, Искусство

17:55 

Чулки и подвязки

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
Главы из книги Розмари Хоторн «Неглиже».

С чего все началось


На штаны пошло тысяча сто пять с третью локтей белой шерстяной материи. И скроены они были в виде колонн, с желобками и прорезами сзади, чтобы почкам было не слишком жарко...
Франсуа Рабле, «Гаргантюа и Пантагрюэль»


Вы удивились бы, узнав, что чулкам больше 3000 лет? Их история тесно связана с историей вязания, и это простое ремесло было распространено на Ближнем Востоке задолго до правления Клеопатры. Кочевые племена Аравии вязали носки под сандалии на простых рамках с гвоздиками, похожих на те, что до сих пор радуют детишек и называются французское вязание. Женщины пряли пряжу, а мужчины вязали.



читать дальше

@темы: Рококо, Ренессанс, Мода, Любопытные факты, Барокко

16:46 

Корсеты и лифы

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
Отрывок из книги Розмари Хоторн "Неглиже", глава "В самом начале".

Примерно к 900 г. н. э. одежда европейских женщин стала походить на саван — туники и плащи с сильным "религиозным" оттенком. Даже в XII в. и мужчины и женщины все еще носили свободную, ниспадающую одежду одинаково неопределенной формы, правда, на талии обычно был повязан свободный пояс. Однако к концу следующего столетия начались перемены: женской одежде была в крое и в отделке придана более женственная форма, которая к XIV в. приобрела яркость и выразительность.



читать дальше

@темы: Рококо, Ренессанс, Мода, Любопытные факты, Барокко

00:03 

14-й король Швеции, готов и вендов

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
В истории Швеции XVIII века вряд ли найдется более загадочная и интересная фигура, чем Густав III, — «просвещенный деспот», поклонник Вольтера и Дидро, драматург и театральный режиссер, чья жизнь роковым образом вообще оказалась тесно связанной с театром.



читать дальше

@темы: Рококо, Музыка, Короли, Кино, Биография

16:13 

Демон табака. Немного о курении в Европе.

737373 [DELETED user]



Первое упоминание о табаке в Европе связано с экспедицией Христофора Колумба 1492—1493 гг., которую он совершил на судах «Санта-Мария», «Пинта», «Нинья». 28 октября 1492 г., когда испанская флотилия оказалась у берегов Кубы, с «Пинты» на берег сошли два моряка — Луис де Торрес и Родриго де Херес. Колумб записал в своем бортовом журнале: «Наши посланцы встретили на земле индейцев, многие из которых, как мужчины, так и женщины, держали в руке маленькую зажжённую скрутку из травы специального сорта и вдыхали её аромат, согласно местному обычаю». И дальше он приводит название этой травы на языке араваков — tabaco.




В последующие десятилетия многочисленные мореплаватели свидетельствовали о существовании подобных обычаев у народов тропической Америки и даже Северной Америки.
читать дальше

@темы: Рококо, Ренессанс, Мореплавание, Мода, Медицина, Любопытные факты, Быт, Барокко

14:15 

Commedia dell'Arte

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
Commedia dell'Arte - жанр театрального представления, развившийся в Италии в XV веке.
Определение "dell'arte" (то есть комедия "искусства") восходит лишь к XVII веку, изначально же она называлась по-разному: комедия импровизаций, комедия рук или комедия Дзанни.



читать дальше

@темы: Барокко, Ренессанс, Рококо, Театр

14:43 

Иероним Карл Фридрих фон Мюнхгаузен и его мир

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
Вот уже более двух столетий фантазер барон Мюнхгаузен является самым популярным в мире символом литературного вымысла и веселых приключений. Но, между тем, за образом удалого и находчивого офицера кирасирского полка, летящего на пушечном ядре над веками и странами, скрывается реальный человек со сложной судьбой – Иероним Карл Фридрих фон Мюнхгаузен (1720-1797).



читать дальше

Карл Иероним Фридрих фон Мюнхгаузен биографическая статья
Виртуальный мир барона Мюнхгаузена
Барон Мюнхгаузен - Реальность и миф
Иллюстрации Гюстава Доре к Приключениям барона Мюнхгаузена

@темы: Биография, Литература, Рококо

17:22 

Об одной картине: "Вывеска Жерсена" Антуана Ватто

you can't stop the beat


Незадолго до смерти, вернувшись из Англии, Ватто написал свой «реквием» - «Вывеску Жерсена».

«По возвращению в Париж в 1721 году, когда я ещё только начинал своё дело, - повествует Жерсен, - Ватто пришёл ко мне и спросил, соглашусь ли я поселить его у себя и позволить ему, как он выразился, «размять руки» и написать вывеску, чтобы я мог повесить её над входом в арку. Мне не хотелось принимать это предложение, я предпочитал занять его чем-нибудь более основательным, но, заметив, что работа доставит ему удовольствие, я согласился. Всем известно, как удалась ему эта вещь; всё было исполнено с натуры, позы были так правдивы и непринуждённы, композиция столь естественна; группы так хорошо размещены, что привлекали взор всех прохожих, и даже самые опытные живописцы приходили по несколько раз, чтобы полюбоваться вывеской. Написана она была за неделю, да и художник работал только по утрам; хрупкое здоровье или, лучше сказать, слабость не позволяла ему работать дольше. Это единственное произведение, несколько польстившее его самолюбию, - он откровенно признался мне в этом».

@темы: Живопись, Искусство, Рококо

10:30 

Женские дуэли

737373 [DELETED user]
В сказочной повести Клайва Льюиса "Лев, колдунья и платяной шкаф" во время битвы одна из героинь просит льва Аслана позволить ей принять участие в сражении. Мудрый лев отказывает ей:Страшны те битвы, в которых принимают участие женщины".

Сказочный персонаж был прав.

В 1552 году в Неаполе произошло неординарное событие - две дамы, Изабелла де Карази и Диамбра де Петинелла дрались на дуэли в присутствии маркиза де Васта. Дуэль состоялась из-за молодого человека по имени Фабио де Зересола. Этот поединок так потряс неаполитанцев, что молва о нем не утихала долгое время. Эта романтическая история о поединке двух молодых дам, влюбленных в одного мужчину, вдохновила испанского художника Хосе Риверу в бытность его в Италии в 1636 году на создание шедевра - полотна "Женская дуэль", которое является одним из самых волнующих картин в галерее Прадо.
Судя по зрителям и оружию это мероприятие было весьма серьезным.


читать дальше

@темы: Барокко, Быт, Любопытные факты, Нравы, Ренессанс, Рококо

21:10 

Похищение Локона.

737373 [DELETED user]
Совершенно прелестная маленькая поэма Александра Поупа, от каждой строчки - запах лавандовой пудры, не поэма - девичья игрушка, кстати, проиллюстрированная Обри Бердслеем.



Краткая биография Александра Поупа (1688-1744):




Поуп Александр, английский поэт, прославившийся в первую очередь как переводчик Гомера, родился в 1688 г., в Лондоне в состоятельной семье. Получил хорошее домашнее образование. Рано начал писать стихи. Первым его произведением была статья-памфлет «Опыт о критике» (1711), ставшая манифестом английского классицизма эпохи Просвещения. Через два года написал поэму «Виндзорский лес», а в 1712—1714 гг. — два варианта героико-комической поэмы «Похищение локона», в которой с глубоким юмором показал быт и нравы современного ему светского общества. С 1715 по 1726 г. Поуп перевел на английский язык поэмы «Илиада» и «Одиссея», в ряде мест отступая от манеры изложения подлинника и опуская «грубости», допущенные Гомером. То же самое проделал Поуп и с сочинениями Шекспира, «очистив от вульгаризмов» текст многих его пьес.
Манера письма и принципы классицизма, на которых стоял Поуп, вызвали множество нападок литературных противников. Отвечая им, он выпустил две сатирические поэмы: «Дунсиада» (1728) и «Новая дунсиада» (1742), бичуя невежество и глупость своих оппонентов.
Кроме того, Поуп создал две философские поэмы: «Опыт о человеке» (1732-1734) и «Опыты о морали» (1731-1735). Умер в Туикмене в 1744 г.

читать дальше

@темы: Искусство, Литература, Маньеризм, Рококо

16:15 

Знаменитое дело монаха Жирара и девицы Кадир

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
Продолжая тему религиозного мракобесия, на сей раз век XVIII. Отрывок из книги Бертрама Джеймса Гласа "История Розги".

Этот случай, один из самых знаменитых в летописях сечения, в то же время дает яркий пример изумительно распущенной нравственности и лукавства, бывших тогда отличительной чертой ордена иезуитов. Подробности этого обстоятельства постоянно печатались на многих европейских языках, но все тонкости поучений и других духовных воздействий, происходивших между отцом Жираром и его ученицей, оказались слишком обширными для их опубликования; поэтому мы позволяем себе предложить нашим читателям только один или два главных факта из этой знаменательной истории.

Биография девицы Кадир в ранних ее летах не представляет ничего особенного и может быть описана в немногих словах. Екатерина Кадир, дочь Жозефа Кадир и Елизаветы Поме, родилась в Тулоне 12 ноября 1702 года. Отец ее умер, когда она была еще ребенком, оставив, кроме нее, трех сыновей. Вдова осталась в благоприятных условиях и воспитала своих детей в страхе Божием. Старший сын женился, второй вступил в орден доминиканцев, а третий сделался священником. О воспитании дочери особенно заботились, и когда она выросла, то вполне вознаградила мать за все эти труды.

читать дальше

@темы: Нравы, Религия, Рококо

18:15 

Жан Жозеф Касанеа де Мондонвиль

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
Французский композитор и скрипач Жан Жозеф Касанеа де Мондонвиль родился в небольшом городке Нарбонне, что в Депортаменте Од 25 декабря 1711 года. Отец его Жан Кассанеа происходил из благородной, но бедной семьи и служил музыкантом в местной церкви. Он пользовался большим уважением жителей городка и получил прозвище Мондонвиль. И вот под руководством отца музыкально талантливый мальчик стал учиться игре на скрипке.



Учеба давалась удивительно легко и непринужденно, и вскоре игра Жана стала настолько совершенна, что он был приглашен в город Лиль в городской оркестр первым скрипачом. Здесь его талант проявился в полной мере. Началась новая жизнь. За ним прочно укрепляется слава выдающегося виртуоза. Кроме того, здесь он начинает писать музыку. Его первыми произведениями были: “Magnus Dominus”, “Jubilate” и “Dominus regnavit”. Написанные живо и мелодично, сочинения имели большой успех.


@темы: Биография, Музыка, Рококо

10:19 

Кабинет резных камней герцога Орлеанского. История

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
Начало собранию, насчитывающему 1500 тыс. камей и инталий датируемых IV в. до н. э. - серединой XVIII в. н. э., было положено в Германии в эпоху Ренессанса. Палатинские курфюрсты и графы на протяжении XVI века в своей резиденции в Гейдельберге собирали уникальную коллекцию памятников изобразительного искусства, помимо резных камней включающую произведения живописи, скульптуры, нумизматики. Создателем первого ядра коллекции был, по-видимому, пфальцграф Палатинский Отто-Генрих (1502-1559), просвещенный меценат, попечитель Гейдельбергского университета, владелец Гейдельбергского замка, возвышающегося и ныне в развалинах, над рекой Неккер.

В XVII столетии, когда замком владел пфальцграф Карл I Людвиг (1617-1680), знаменитый нумизмат Эзекиель Шпангейм совершил для увеличения собрания путешествие в Италию. Под его руководством в 1685 году, в год смерти последнего владельца замка Карла II Пфальцского (1651-1685) молодой придворный библиотекарь Лоренц Бегер опубликовал избранные геммы и лучшие памятники нумизматической коллекции в труде “Тезаурус Палатинской сокровищницы”. Одна из гравюр Бегера воспроизводит внешний вид шкафа-кабинета, где хранились геммы. В центре шкафа находилась полусферическая ниша, внутри которой под пышным навершием стояла бронзовая древняя статуя Меркурия, найденная в 1507 году в окрестностях Констанца.

читать дальше

@темы: Барокко, Рококо, Украшения

04:21 

Музыкальный "переворот": история создания фортепиано.

Нелюбимый
Прекрасное — божественно; возвышенное — человечно. (Теодор Симон Жуффруа)
По материалам © musicalka.narod.ru
krugosvet.ru


ФОРТЕПИАНО - от итальянского "forte" (громко) + "piano" (тихо).
Этот музыкальный инструмент имеет богатую и длинную историю. Несмотря на то, что изобретение его относят к XVIII столетию, у фортепиано имеется множество предшественников и "прямых родственников".

Данный инструмент относят к группе "клавишно-струнных молоточковых ударных". Его сложная механика рождалась из механики более простых в этом отношении инструментов. Самый древний из них - орган, клавишно-духовой. Передаточный механизм клапанов в его трубах регулировался нажатием клавиш и переключением множества "регистров", которые задействовали те или иные наборы труб (у органа их два: деревянные и металлические).

И всё же, непосредственным родственником фортепиано его считать нельзя. Эта честь принадлежит первому клавишно-струнному инструменту, изобретенному в эпоху средневековья - клавикордам. Необычный, на современный взгляд, инструмент возник из усовершенствованного (и еще более древнего) античного монохорда, который представлял собой доску с разметкой и закрепленной сверху единственной струной. Служил этот инструмент для изучения акустических свойств волновых колебаний. В более позднюю эпоху эти рассчеты легли в основу создания темперированного строя.

Читать далее...

Появление фортепиано в музыкальной культуре Европы стало отправной точкой для многих и многих процессов: оно привело к возникновению нового, несравненно более сложного гармонического "языка", совершенствованию динамики, и в значительной мере повлияло на ход музыкальной истории, на характер всей европейской музыки, которая является важной частью общемировой культуры.
За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали фортепианную музыку, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта - будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач - у которого в доме не было бы пианино. Техника игры на фортепиано входит в обязательное обучение каждого музыканта, независимо от его основной специализации.
Несмотря на относительную "молодость", фортепиано оказывает на общество в целом большее воздействие, чем какой-либо другой инструмент - и надо полагать, его славе еще очень далеко до заката…

Дополнительные материалы:
Игра на клавикордах 1 (mp3): Карл Филипп Эммануэль Бах - Соната №4 f-moll.
Игра на клавикордах 2 (mp3).

@темы: Рококо, Музыка, Механика, История, Барокко

02:26 

История вилки

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
Вилка - простой предмет обихода, столь привычный современному человеку и удобный в использовании, тем не менее, имеет интересную историю. Только подумать, когда-то использование его было предметом нападок и поводом для написания памфлетов. Далее – подборка занимательных фактов из нескольких интернет источников. Все они, несмотря на некоторую противоречивость, могут дать ясную картину мировоззрения и взглядов, в том числе и выбранного нами временного периода касаемо.



Когда появилась вилка? На этот вопрос нет однозначного ответа. Первое упоминание о вилке встречаются в IX веке на Среднем Востоке. Такие вилки были огромны и имели всего один острый зубец, позже — два. Древние римляне использовали их, чтобы извлекать из котла или жаровни куски мяса. Эти инструменты еще нельзя назвать вилками в нашем понимании, поскольку благородные патриции ели мясо руками, по которым до локтей стекал жир...

читать дальше

@темы: Барокко, Быт, История, Любопытные факты, Нравы, Ренессанс, Рококо

22:04 

Графиня Дю-Барри

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
(c) Лидия Рындина, из книги "Жрицы Любви"

Когда по капризу маркизы Помпадур были сделаны цветы из Севрского фарфора и влиты в их чашечки соответствующие духи, маркизе не грезилось, что вся созданная ею эпоха есть не больше, как сад фарфоровых цветов, прекрасных и нежных. Их стебли не гнутся, и они будут сломаны первым сильным порывом ветра, которого не побоится и самый маленький придорожный лютик. Налетел ураган революции, и бесчисленные головки фарфорового сада скатились, срезанные серпом гильотины. Одним из прекрасных и ненужных цветков этого сада была графиня Дю-Барри. Маркиза Помпадур была творцом эпохи Рококо. Графиня Дю-Барри была созданием этой эпохи.



читать дальше

@темы: Биография, Возлюбленные и фавориты, Рококо

Laterna Magica

главная