• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
16:19 

Франсуаза Декруазетт, " ВЕНЕЦИЯ ВРЕМЕН КАРЛО ГОЛЬДОНИ"

All we are is dust in the wind. Stardust
Четвертое сословие

Женщина во всех ее ипостасях

читать дальше
magazines.russ.ru/nov_yun/2002/55/deak.html

@темы: Психология, Любопытные факты, Быт, Нравы, Эрос

20:34 

Французские куртизанки

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
Две женщины, о которых пойдет речь, были очень разными, но объединяло их одно - благодаря темпераменту истинных куртизанок они оставили заметный след в истории нравов.

читать дальше

@темы: Эрос, Возлюбленные и фавориты, Биография, Барокко

19:54 

Итальянские куртизанки

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
Куртизанки делились на две основные категории. К первой относились так называемые "честные" куртизанки - cortigiane "oneste". Их основная характеристика состояла в том, что они находились на содержании одного или нескольких богатых покровителей, как правило, выходцев из высшего сословия. "Честная" куртизанка имела свою определённую независимость, и обладали свободой передвижения. Она обучена правилам хорошего поведения, умеет вести застольную беседу, а иногда является обладательницей высокой культуры и литературного таланта.



читать дальше

@темы: Эрос, Ренессанс

01:27 

Украшения барокко

you can't stop the beat
Барокко родилось в конце XVI века в Италии как помпезный стиль Рима, с помощью которого католическая церковь утверждала своё величие. В середине семнадцатого века стиль получил новую опору – абсолютизм Людовика XIV: барокко пришло во Францию, а оттуда распростиралось по всей Европы. О возникновении термина барокко известный исследователь стилей В.Е Власов писал: «жаргонное словечко «бароко» использовалось португальскими моряками для обозначения бракованных жемчужин неправильной формы, а в середине XVI века оно появилось в разговорном итальянском языке как синоним всего грубого, неуклюжего, фальшивого».Несколько позже, уже во Франции слово baroquer получило новое значение «смягчать, растворять контур, делать форму более мягкой, живописной».Создатель же искусствоведческого термина «барокко» Г. Вельфин, характеризуя стиль, даёт несколько его ключевых характеристик: живописность, величественность, массивность, динамичность.

Свойственная стилю помпезность и представительность непременно сочетались с жизнерадостностью и внутренней силой, прослеживающимися во всех творениях эпохи барокко: в динамике силуэтов, игре светотени, насыщенности декора, сложности криволинейных очертаний. Все перечисленные качества прослеживаются и в изделиях декоративно-прикладного искусства, в частности – в ювелирных изделиях. Даже в мелкие украшения пришли законы, выработанные архитектурой барокко: симметричность, композиция, построенная на ритмике, выразительная профилировка форм, сочный рельефный орнамент.

@темы: Барокко, Украшения

17:23 

Питер Пауль Рубенс "Голова Медузы" (1617-1618)

.ar
Жизнь не настолько проста как кажется, она еще проще!
Барокко - время, когда ценилось все необычное и странное. Время, когда художники стремились вызвать в сердце зрителя трепет. Трепет восторга и ужаса одновременно. В данном случае восторг вызывает мастерство живописца, а ужас сам предмет изображенный им.

Наравне с диковинным, жители эры барокко ценили превращения и мистификации. Причудливый предмет сам по себе привлекает внимание, но если он к тому же является не тем, чем кажется на первый взгляд, то в то время был бы оценен особенно высоко. Так Медуза согласно одному из мифов некогда была прекрасной девушкой, которую то ли за красоту, то ли за гордыню капризные и мстительные олимпийские боги обратили в чудовище. Похоже, художник руководствовался именно этой легендой так, как даже искаженное смертью лицо Медузы несет печать былой красоты.

читать дальше

@темы: Живопись, Барокко

01:35 

"Менины" Диего Веласкеса

you can't stop the beat
В одном из залов мадридского музея Прадо находится картина, при надлежащая к числу самых известных и самых таинственных произведений мировой живописи. Большой холст помещен таким образом, что нижний край рамы почти касается пола. Картина изображает зал с живописными полотнами на стенах, и не требуется большого воображения, чтобы воспринять изображенное пространство как часть того пространства, в котором находится зритель. В этом почти реальном пространстве картины взгляд зрителя встречает ответные взгляды: герои изображения выстроились за рамой так, как будто и сами они - зрители. Возникает ситуация взаимного созерцания, изображение уподобляется зеркалу. Так и писал поэт (Франциско Кеведо), обращаясь к автору этой непостижимо реальной картины:
Любой мазок твой истине подобен,
Но ни один из них с другим не сходен,
Различное различно выражая .
Пусть краски плоскостны, ложась на доски,
Но формы все, воссозданные цветом,
Рельефны и телесны, а не плоски.
И мастерство рисунка, колорита
Из глаз исчезло, нами позабыто,
Когда с лицом знакомым - не с портретом -
Готовы обменяться мы приветом.
Где живопись? Все кажется реальным
В твоей картине, как в стекле зеркальном.

Картина к тому же обладает совершенной исторической достоверностью, точно воспроизводит сцену более чем трехвековой давности. Это знаменитые: «Менины» Диего Веласкеса (1656; Прадо, Мадрид). Рассмотрим всё по порядку.

@темы: Барокко, Живопись, Искусство

17:22 

Об одной картине: "Вывеска Жерсена" Антуана Ватто

you can't stop the beat


Незадолго до смерти, вернувшись из Англии, Ватто написал свой «реквием» - «Вывеску Жерсена».

«По возвращению в Париж в 1721 году, когда я ещё только начинал своё дело, - повествует Жерсен, - Ватто пришёл ко мне и спросил, соглашусь ли я поселить его у себя и позволить ему, как он выразился, «размять руки» и написать вывеску, чтобы я мог повесить её над входом в арку. Мне не хотелось принимать это предложение, я предпочитал занять его чем-нибудь более основательным, но, заметив, что работа доставит ему удовольствие, я согласился. Всем известно, как удалась ему эта вещь; всё было исполнено с натуры, позы были так правдивы и непринуждённы, композиция столь естественна; группы так хорошо размещены, что привлекали взор всех прохожих, и даже самые опытные живописцы приходили по несколько раз, чтобы полюбоваться вывеской. Написана она была за неделю, да и художник работал только по утрам; хрупкое здоровье или, лучше сказать, слабость не позволяла ему работать дольше. Это единственное произведение, несколько польстившее его самолюбию, - он откровенно признался мне в этом».

@темы: Живопись, Искусство, Рококо

10:30 

Женские дуэли

737373 [DELETED user]
В сказочной повести Клайва Льюиса "Лев, колдунья и платяной шкаф" во время битвы одна из героинь просит льва Аслана позволить ей принять участие в сражении. Мудрый лев отказывает ей:Страшны те битвы, в которых принимают участие женщины".

Сказочный персонаж был прав.

В 1552 году в Неаполе произошло неординарное событие - две дамы, Изабелла де Карази и Диамбра де Петинелла дрались на дуэли в присутствии маркиза де Васта. Дуэль состоялась из-за молодого человека по имени Фабио де Зересола. Этот поединок так потряс неаполитанцев, что молва о нем не утихала долгое время. Эта романтическая история о поединке двух молодых дам, влюбленных в одного мужчину, вдохновила испанского художника Хосе Риверу в бытность его в Италии в 1636 году на создание шедевра - полотна "Женская дуэль", которое является одним из самых волнующих картин в галерее Прадо.
Судя по зрителям и оружию это мероприятие было весьма серьезным.


читать дальше

@темы: Барокко, Быт, Любопытные факты, Нравы, Ренессанс, Рококо

17:11 

Дон Хуан Хосе Австрийский

navis vetus
Unus non sufficit orbis (Одного мира мало)
Хочу задать вопрос уважаемому сообществу по поводу этого интересного господина.
Вижу в сети его портреты - вот эти:






- и сомневаюсь, что один из детских портретов, рыжеватый - его.
Не попадался ли он случайно в другой атрибуции?

(И еще вопрос - нужен ли тут перевод статейки про него из испанской части Вики? на других языках - куда как мало информации. Но я помню пожелание не помещать тамошних текстов))

@темы: Живопись, История

16:39 

Марен Марэ

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
Родился Марен Марэ 31 марта 1656 года в Париже. Марэ начал обучение на гамбе, по-видимому, под руководством Отмана, но главным его педагогом был Сен-Коломб. Мастерству композиции Марен обучался у Люлли. Их также связывали и дружеские отношения. Свою оперную деятельность Марэ сочетал со службой при дворе в качестве солиста-гамбиста. Это место он занимал с 1685 по 1725 год, нося титул «Ordinaire de la Musique de la Chambre du Roy».



читать дальше

Feste Champetre, IV.61.


+3

@темы: Барокко, Биография, Музыка

22:33 

Карнавал В Средневековье

Джонатан Кроу
"Дорога для жизни, жизнь для дороги"
Карнавал В Средневековье
Суровые условия жизни, тяжкий труд, сочетались с праздниками – народными, которые восходили к языческому прошлому, и церковными, отчасти опиравшимися на ту же языческую традицию, но преобразованную и приспособленную к требованиям церкви. Такими были шествия по улицам города (средневековая процессия) – в них мог идти каждый, и каждый мог его наблюдать, просматривать в деталях. Шествие захватывало яркой театральностью и силой религиозного мистицизма, развернутых в пространстве и во времени религиозных сцен и церковных атрибутов. Шествие протекало перед зрителями, разворачивая бесконечное разнообразие не только реального, но и идеального мира.
Веселье и праздник были неискоренимы. Рыцарские турниры, сколь косо не смотрело на них духовенство, оставались излюбленным развлечением. К концу средневековья в рамках городской и церковной культуры складывается карнавал – праздник, связанный с проводами зимы и встречей весны, на время карнавала переворачивается общественная система ценностей. Карнавальная культура – это осмеяние любых священных реликвий, мир в котором нет идеала и абсолюта, но тем самым это косвенное подтверждение абсолютных ценностей (Бог потерпит в себе совершенство). Вместо того, чтобы безуспешно осуждать или запрещать карнавал духовные лица предпочитали принимать в нем участие. На эти дни отменялись все запреты на веселье и высмеивались даже религиозные обряды. И все же карнавал укреплял роль основных ценностей. На время карнавала брали другое лицо, другие имена, другие костюмы, смешные одежды, выворачивают одежды наизнанку. Карнавал в средневековье занимал две трети года. При этом участники карнавального шутовства понимали, что такая вседозволенность допустима исключительно в дни карнавала, по окончании которого безудержное веселье и все сопутствующие ему бесчинства прекратятся и жизнь возвратится в свое привычное русло.

@темы: Культура, Быт, Вера и суеверия, Нравы

02:08 

Мишель Нострадамус

Son Altesse
Его Высочество
Мишель Нострадамус (де Нотр-Дам) родился 14(24) декабря 1503 года в 11 часов 15 минут в небольшом городке Сен-Реми на юге Франции. И по отцу Жаку (преуспевающему нотариусу и врачу с многочисленной французской клиентурой), и по матери Рени он - еврей, но его родители в 1501 году не по своей воле перешли в христианство, иначе им грозило изгнание из католической Франции и отлучение от профессии. Оба деда Нострадамуса - Пьер Нострадам (потомок древнего итальянского рода Нострадонна) и Жан де Сент-Реми - были влиятельными, занимавшими высокое положение в обществе врачами, лечившими герцогов и королей. Интересно, что латинизированная фамилия Нотр-Дам (Нострадамус) включает зашифрованное имя Адам и Астра (звезда), то есть Нострадамус - "Звёздный Адам".



читать дальше

@темы: Биография, Медицина, Ренессанс

15:23 

Инквизиционный протокол

737373 [DELETED user]
Веронезе. "Пир в доме Левия" - деталь. Картина в полном размере здесь:

84,71 КБ

www.wga.hu/art/v/veronese/06/8levi.jpg


деталь с шутом:

www.wga.hu/art/v/veronese/06/8levi4.jpg


шут мавр и богатый выпивоха:

www.wga.hu/art/v/veronese/06/8levi8.jpg


стража бражничает:

www.wga.hu/art/v/veronese/06/8levi6.jpg

Выдержки из протокола допроса художника Паоло Веронезе, разбирательство происходило по поводу того, что помянутый Паоло, изобразил в картине "Пир в доме Левия", недопустимые с точки зрения Священного Трибунала персонажи. Разбирательство поразительно напоминает все цензорские собрания на свете, примерно таким же образом не так давно разносили в пух и прах на "товарищеских судах" и в каких-нибудь репертуарных отделах (понятия, не имею, как именовалась вся эта цензорская тягомотина) художников, писателей и музыкантов, которые к примеру имели дерзость ввести в свои произведения религиозные мотивы - вспомнить хотя бы длинное разбирательство по поводу оперы "Юнона и Авось".
Впрочем этот документ образчик того, что от Святого Судилища можно было, простите за выражение, отбрехаться, что Веронезе и сделал. Да и цензоры не особенно лютовали - вместо эшафота и вязанки дров предложили нашалившему живописцу надлежащее распекание и работу над ошибками. Хотя, судя по многофигурной композиции, где явно видны и шуты и пьяницы и собаки, и прочий пестрый сор, Паоло схитрил и не слишком старался замазать оплошности, а Трибунал устал и не слишком старался Паоло за его художества прищучить. Своих дел хватает, в тюрьмах конкурс по десять человек на место, корми еще маньериста за деньги налогоплательщиков. Галочку поставили, дельце закрыли, и пошли всем Трибуналом, на Большой Канал модную камедь смотреть. С переодеваниями. И кордебалетом. Там шуты пляшут, с попугаями на кулаках...

Скрыто - выдержки из протокола допроса:

читать дальше

@темы: Вера и суеверия, Живопись, Искусство, Нравы, Психология, Ренессанс, Символы

19:34 

Данте, Беатриче, Пьетра, Джемма

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
Отрывок из биографического очерка Марии Ватсон.

Наиболее выдающимся, главенствующим событием молодости Данте стала любовь его к Беатриче. Впервые увидел он ее, когда оба они еще были детьми: ему было девять, ей - восемь лет. "Юный ангел", как выражается поэт, предстал перед его глазами в наряде, приличествующем ее детскому возрасту: Беатриче была в одеждах "благородного" красного цвета, на ней был пояс, и она, по словам Данте, стала сразу "владычицей его духа". "Она показалась мне,- говорил поэт,- скорее дочерью Бога, нежели простого смертного". "С той самой минуты, как я ее увидел, любовь овладела моим сердцем до такой степени, что я не имел силы противиться ей и, дрожа от волнения, услышал тайный голос: "Вот божество, которое сильнее тебя и будет владеть тобою".


Аллегорический портрет Данте кисти Бронзино


Десять лет спустя Беатриче является ему снова, на этот раз вся в белом. Она идет по улице в сопровождении двух других женщин, поднимает на него взор и, благодаря "неизреченной своей милости", кланяется ему так скромно-прелестно, что ему кажется, что он узрел "высшую степень блаженства".

читать дальше

@темы: Ренессанс, Поэзия, Возлюбленные и фавориты, Биография

08:39 

Gregorio ALLEGRI - "Miserere mei, Deus"

Нелюбимый
Прекрасное — божественно; возвышенное — человечно. (Теодор Симон Жуффруа)

Исполняет Кембриджская Королевская хоровая капелла.


Грегорио АЛЛЕГРИ (1580-1652) - знаменитый итальянский композитор, происходил из одного рода с Корреджо; род. около 1580 г. в Риме и получил образование в тамошнем музыкальном училище Нанини. В качестве бенефицианта он был помещен при соборе в Фермо; здесь сделал себе имя своими композициями и был вследствие этого в 1629 году папой Урбаном VII в Риме назначен альтистом папской капеллы. На этом месте он пробыл до своей смерти (18 февраля 1652 года).

Ни одна из его отчасти очень искусных композиций не достигла такой известности, как весьма просто скомпонованное для девятиголосого двойного хора "Мизерере". Это предназначенное для Страстной недели сочинение было от времени до времени исполняемо в папской капелле. Аллегри был двенадцатым сряду его компонистом, и его музыка получила, так сказать, каноническое значение для практики капеллы. Композиция осталась ненапечатанной и не могла быть копирована без позволения Папы. Но молодой Моцарт достал себе экземпляр, записав ее после двукратного прослушивания. Еще прежде того Папа послал копию императору Леопольду I-му. "Мизерере" напечатано в первый раз Бернеем в 1771 г.

Скачать "Miserere"
в исполнении камерного хора "Tallis Sсholars"
(mp3, 320kbit, rar):
1 часть (100 Мб)
2 часть (29 Mb)

Дополнительные материалы:
О композиторе и "Miserere" на английском (wikipedia.org)
Сайт Кембриджской Королевской хоровой капеллы (на англ.)

@темы: Музыка, Ренессанс

23:56 

Ян Сандерс ван Хемессен

Son Altesse
Его Высочество
Ян Сандерс ван Хемессен (ок. 1500 Хемиксен ок. 1565 Харлем) нидерландский художник, учился в Антверпене у Хендрика ван Клеве в 1519; в 1524 стал мастером. Вероятно около 1551 он переехал в Харлем; возможно также что около 1530 он был в Италии. Некоторые исследователи отождествляют его с Монограммистом из Брауншвейга. Подписные работы Хемессена датируются 1531-1557. Наряду с Артсеном Бекеларом и ван Роймерсвале он принадлежит к группе антверпенских художников которые в своем творчестве вдохновлялись образами повседневности.


Веселая компания (Сцена в публичном доме)


Художник-реалист он актуализирует свои сюжеты секуляризируя религиозные сцены. Его творчество носило монументальный характер с явно выраженным объемом смелыми ракурсами беспорядочными движениями гротескными деталями интенсивными и контрастными цветами порой дисгармоничными. Благодаря его манере и пластичности его языка Хемессена часто считают одним из предшественников Питера Брейгеля.


@темы: Биография, Живопись, Ренессанс

01:35 

Филиппо Липпи

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
Об одном из самых эксцентричных художников Ренессанса подборка материалов далее.




@темы: Биография, Живопись, Любопытные факты, Ренессанс

06:13 

И снова о Карнавале - Pierre Bergaigne

Son Altesse
Его Высочество
К сожалению, вся информация, которую удалось найти об этом французском художнике - это годы его жизни (1652 - 1708). Две совершенно замечательных, атмосферных картины.

Карнавальное шествие


посмотреть в большом разрешении

Карнавальный бал


посмотреть в большом разрешении

@темы: Живопись, Барокко

03:56 

Джордже да Кастельфранко

Gabriel Vega
El bastardo brillante.
Художественные критики, писавшие об искусстве середины XVI века, единодушно признают в лице Джорджоне первого подлинного творца венецианского Ренессанса. Восхитительное творчество Джорджоне приходится на очень краткий период времени, так как он умер в возрасте 32 лет. Но слава художника была столь велика, что у него появились бесчисленные подражатели. Его манеру стали тут же копировать, что затрудняет в настоящее время возможность отличить собственноручные произведения Джорджоне от работ его последователей.

Джордже да Кастельфранко, прозванный Джорджоне, родился в небольшом городке Кастельфранко, расположенном неподалеку от Венеции. Произошло это счастливое для итальянского искусства событие в 1477 (или, возможно, 1478) году. Точной даты исследователям определить не удалось и, по всей видимости, уже никогда не удастся. Абсолютно ничего неизвестно и о родителях Джорджоне. В XIX веке совершались попытки наделить художника хоть какой-нибудь родословной — некоторые биографы писали о том, что, якобы, Джорджоне был «незаконным отпрыском знатной семьи». Именно в это время к живописцу «приклеилась» дворянская фамилия Барбарелли. Подтвердить, однако, его благородное происхождение не получилось. Джордже Барбарелли оказался просто Джорджо. Без родословной и знатных предков. Даже место его рождения — Кастельфранко Венето — установлено лишь предположительно. Именно там, с большой вероятностью, прошли детские годы художника, но о том, как и где он появился на свет, история умалчивает.


Джорджоне, автопортрет



@темы: Биография, Живопись, Ренессанс

17:04 

ДЖУЗЕППЕ АРЧИМБОЛЬДО (1527-1593)

Родился в Милане, там же умер, но в промежутке успел поработать в Ферраре, Вене и Праге.
читать дальше



Далее читать здесь

@темы: Живопись, Барокко, Искусство, История

Laterna Magica

главная